главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

 новости

2007


  Павел Флоренский: "Между религией и наукой конфликта нет"

Интервью с академиком РАЕН П.В.Флоренским
Как интерес к явлениям, которые в быту принято называть "чудесами", уживается с религией и наукой? В этом вопросе мы попросили помочь разобраться председателя Рабочей группы по изучению чудесных знамений при Синодальной богословской комиссии Московского патриархата Русской православной церкви, профессора, академика РАЕН П.В. Флоренского.


Синодальная богословская комиссия, при которой действует наша рабочая группа, - это высшее философское, идеологическое подразделение при Патриархии. Мы занимаемся чудесными знамениями, происходящими в лоне Русской православной церкви. Но только в православии! Мы не хотим касаться того, что происходит в иных конфессиях. Это неудобно, как лезть в чужие семейные отношения. Там есть свои мыслители, свои думающие люди.- Павел Васильевич, с какой целью создавалась возглавляемая Вами рабочая группа, известная в народе как "комиссия по чудесам"?

- Синодальная богословская комиссия, при которой действует наша рабочая группа, - это высшее философское, идеологическое подразделение при Патриархии. Мы занимаемся чудесными знамениями, происходящими в лоне Русской православной церкви. Но только в православии! Мы не хотим касаться того, что происходит в иных конфессиях. Это неудобно, как лезть в чужие семейные отношения. Там есть свои мыслители, свои думающие люди.

Так, предмет наших наблюдений и исследований – "маслопоявление", хотя гораздо чаще это явление называют "мироточение" – происходит в очень многих конфессиях. И у шаманов. Это явление сопровождает, может быть, некий духовный процесс. Как и многие другие чудеса, оно не прерогатива христианства и православия. И возникает вопрос: всегда ли "маслопоявление" связано с добрыми силами? По крайней мере, некоторые экстрасенсы проделывали разные, и не менее замысловатые фокусы. К чему это приводило – я и не обсуждаю. Хотя такие иногда интересные феномены бывают, что "покопаться" хочется. Великий химик-органик Бутлеров был спиритом, а великий Менделеев - руководителем комиссии вроде нашей, по научному анализу чудес. И он не верил в спиритов. Конфликт их общеизвестен.

Именно как ученый я и вошел в комиссию, так же, собственно, как и мои коллеги. Двигает нами то же чувство, что и движет учеными вообще – любопытство. Интереснее всего работать на пограничных областях, на грани необъяснимого. А то, что происходит в храме – там все благодатно, в этом верующий человек не может сомневаться.

- Но любопытно все же – в чем причины "мироточения"?

- Как такового "мироточения" нет. Есть маслопроявление, маслоконденсация. Если хотите – елеепроявление. Это не миро, а некое масло, иногда благоуханное, иногда безвкусное и бесцветное, без запаха. Миро – это вещество, которое варит патриарх на всю Россию раз в несколько лет, и которым человеку раз в жизни лоб помазывают при крещении. Это абсолютно священное вещество. И в таком словоупотреблении можно усмотреть или неграмотность, или провокацию, уж не знаю что.

Но есть два места, где это происходит в "товарном" количестве. Одно в Клину, другое в поселке Локоть в Брянской области. Комната обставлена как иконная лавка, рядами стоят иконы, кюветы, и течет, течет... Литрами натекает в сутки благоуханное масло. Все это сопровождается молебнами, благочестивым поведением хозяев, постоянными посещениями батюшек, паломников, которые оставляют там деньги. Но что все ставит под вопрос? Одна из благодатей в православии есть послушание, мир, благодеяния, уважение к матери-Церкви. И там, и там эти очаги мироточения не пользуются поддержкой районного благочинного и областного архиерея. И это сразу позволяет мне сомневаться в благодатности происходящего. В одном из этих мест я – неблагочестиво, конечно – поставил эксперимент. Сказали: вот сегодня, наверное, "снизойдет мироточение". Постелили большую тряпицу, положили иконы. Люди привозят туда иконы на "размироточивание" - термин-то какой! – на них появляется масло, и они вроде бы продолжают мироточить и дома. Меня спрашивают, почему я не привез икону. Я объясняю, что если это такой святой продукт, то держать его дома я стесняюсь. Положили эти иконы, а я нечаянно на тряпице забыл лист бумаги. Ручку там, отнюдь не благодатную, забыл. Приходим. Действительно, на иконах масло благоуханное. А на бумаге – масло только там, где она торчала из-под иконы. И на моей ручке тоже – масло. Допустим, что происходит конденсация. (Я исключаю вариант с жульничеством). Тогда это нейтральный естественный процесс – вещество конденсируется на любой поверхности, что невозможно по простым расчетам плотности пара. Провели анализы вещества из обоих "чудесных" мест. В первом случае масло на основе обычного подсолнечного, только с отдушкой. В другом – масло оливковое, и тоже с отдушкой.

Где-то в Интернете появилась информация, что "комиссия по чудесам в чудеса не верит". Я верю. Но дело сложнее и хуже – я не верю в благодатность многих из них. Я очень их боюсь. Экстрасенсы, также претендующие на сверхъестественные способности, очень много вреда сделали, отправили на тот свет бездну народа. Если это не просто шарлатанство, то делано темными силами.

- Вы рассказали о тех случаях, когда "маслопоявление" происходит, так сказать, за оградой церкви. А внутри?

- В церкви масло появляется в очень небольших количествах, легкий налет на иконе - и все. А для исследований нужны значительные объемы вещества.

- Научная комиссия по религиозным чудесам – в этом сочетании нет мировоззренческого противоречия?

- Противопоставление религии и науки – проблема, придуманная в Западной Европе, когда католическая церковь стала злоупотреблять своим авторитетом и вмешиваться в чужую область. В результате произошла реформация. У протестантов конфликта религии и науки нет. В этом смысле мусульмане поступили правильно. У них каждый текст, в том числе и научный, начинается с фразы: "Во имя Аллаха милостивого и милосердного". В исламе изучение твари Божьей есть само по себе богословие. И в действительности между религией и наукой конфликта нет. Просто это разный подход к основным вопросам бытия. Плоскости почти не пересекающиеся, если говорить о чистой вере, а не о религии как мировоззрении. Что главное в религии? Этика. А наука - аэтична, безэмоциональна. Ученый режет лягушку и наблюдает бесстрастно. А этика говорит: нехорошо!

Вопрос не в том, существуют ли чудеса. Для действительно верующего человека все проникнуто благодатью Божией и все чудо. Но интересна граница между чудесным явлением и тем, что можно объяснить рационально. Наука – это цепь из множества звеньев, но эта цепь конечна. Всегда остаются вопросы, на которые наука пока не может ответить.

Мы сейчас переживаем неимоверное, удивительнейшее чудо: в истории еще не было случая, когда бы в храм хлынула такая масса народа, чтобы ежечасно строились храмы, так как это происходит в последние годы в России. Конечно, есть и издержки. В Церковь и священнослужители, наряду с подавляющим большинством благодатных людей, пришли те, кто принес с собой амбиции. В частности, такое болезненное, уродливое явление, как креационизм, когда уверяют, что мир действительно дословно создан в шесть дней. И все, что написано в Библии, надо понимать дословно – в переводе с древнееврейского на современный русский. Но эта тенденция идет не из глубин православия, как уверяют креационисты в роскошно изданных антиэволюционистских сочинениях. Сочинения эти проплачиваются зарубежными фондами, ассоциированными с некоторыми протестантскими сектами, даже не с ортодоксальным лютеранством. Понятно - кто платит, тот и "музыку" заказывает. А ведь в дореволюционной России церковники были самым образованным классом. В наши дни недалекие неофиты принялись травить науку, ставя в неудобное положение истинных верующих.

- Вы с осторожностью относитесь к увлечению людей чудесами, даже если они связаны, пусть и не напрямую, с традиционными религиозными убеждениями народа. Но ведь многие нуждаются в таких, может быть, грубых, ощутимых проявлениях мира духовного, зримые чудеса помогают верить, дают людям, измученным социальными и духовными неурядицами мира земного, надежду на высшую реальность...

- Благословляя нашу рабочую группу, митрополит Филарет Минский говорил, что сейчас создается некая "парацерковь", "церковь чудес", которая отвлекает людей от Церкви. В храме происходит великое чудо – пресуществление Святых даров – и хватит! Хочу подчеркнуть: Господь действительно врачеватель всего.

Но дошло до чего: висят плакаты с подробным расписанием, к какому святому, с какой проблемой обращаться. Как в собесе. Не надо требовать от церкви лечения болезней, как от врачей! Мы все, например, подаем записки о здравии и за упокой. И этого достаточно. А на Синае , в монастыре св. Екатерины, записки подают просто с именами. Насельники монастыря объясняют: неужели Бог не разберется сам, без подсказок, если это конечно тот Господь, в которого верят и которого знают христиане? Вот она - сила веры.

- К изучению каких еще чудесных явлений Вы обращались как ученый?

- Известно чудо на горе Фавор, когда на день Преображения – а этот сезон в Израиле безоблачный - собираются облака. Я заказал космические снимки горы в этот день. На них видно, как в ночь собираются облака кругом горы Фавор. А на следующий день они все к морю уходят. К сожалению, пока не удается организовать получение подобной съемки Иерусалима на Пасху. В чем важность этих явлений – облака над Фавором и схождение Благодатного огня на Пасху? В конце концов, у нас нет отсчета в датах связи человечества с Богом. Она априори признается в Юлианском календаре. Есть научное объяснение астрономическим явлениям. А этим нет. В канун Пасхи, по Юлианскому календарю, в субботу сходит огонь один раз в год в храм Гроба Господня. И благодать на гору Фавор в день Преображения Господня. Раз в год собираются в одном месте облака - в жару, в пустынном климате! Это уникальные моменты, когда человеческий календарь "гвоздями прибит" к космосу.

Я снова мечтаю попасть Иерусалим на Пасху, имея магнитофоны и приемники. Если это молнии – а это молнии – то они должны по грозоотметчику Попова отмечаться во всех диапазонах. Если начнутся помехи, природа этого явления электрическая. Лишает ли это объяснение Божеской благодати чудо? По-моему, нет.

- А вообще, имеет ли смысл искать объяснения тем явлениям, которые, как считается, служат знамениями свыше?

- Кто-то читает молитвы, кто-то пишет иконы, кто-то строит храм. А мы изучаем творения Божьи. Это тоже один из способов богослужения. Как говорила моя покойная бабушка, если с любовью и благочестиво, то можно.
 

Вернуться назад

Беседовал Андрей Мельников
Столетие.RU

 

главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

All Rights Reserved. Все права защищены.
etnografia@list.ru
© 2007-2010

Rambler's Top100