главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

 новости

2011


  Земля Каменной бабушки

…Необыкновенную юрту, сделанную из стекла, называют музеем одного экспоната. Но правильно это лишь отчасти. На самом деле это храм восточной богини, считающейся прародительницей хакасского народа, — музей “Улуг Хуртуях тас”. Это официальное, научное название каменного изваяния с тысячелетней историей, местные же жители называют ее по-разному, но чаще всего Каменной бабушкой. Бабушка — богиня плодородия и деторождения, и ежедневно десятки и сотни паломников посещают музей-храм “Улуг Хуртуях тас” с просьбами о помощи. И никому не кажется странным, что Каменная бабушка на самом деле благословляет людей, пришедших к ней с открытой душой: в Хакасии и за ее пределами подрастает поколение детей, которых называют детьми или внуками Улуг Хуртуях тас.

Это храм восточной богини, считающейся прародительницей хакасского народа, — музей “Улуг Хуртуях тас”. Это официальное, научное название каменного изваяния с тысячелетней историей, местные же жители называют ее по-разному, но чаще всего Каменной бабушкой. Бабушка — богиня плодородия и деторождения, и ежедневно десятки и сотни паломников посещают музей-храм “Улуг Хуртуях тас” с просьбами о помощи. И никому не кажется странным, что Каменная бабушка на самом деле благословляет людей, пришедших к ней с открытой душой: в Хакасии и за ее пределами подрастает поколение детей, которых называют детьми или внуками Улуг Хуртуях тас.Шкатулка с секретом
Музеев такого рода в России не более десяти. В Сибири же — единственный. Уникальность его еще и в том, что даже туристы из других регионов, приехавшие просто полюбоваться экзотическим экспонатом, проникаются здесь другими чувствами, понимая вдруг, насколько неразрывными и тесными узами связан в традиционной культуре хакасов мир бытовой с миром горним, духовным.

Только в Хакасии все так. И если даровано судьбой узнать ее поближе, начинаешь понимать, что всю территорию республики впору закрыть стеклянным куполом традиционной хакасской юрты — получится настоящий музей, полный археологическими, этнографическими, культурными, природными экспонатами. Но и не только, ведь Хакасия — все еще неразгаданная тайна, и ее, без сомнения, можно назвать загадочной шкатулкой секретов, волшебных тайн, верований, природных красот и аномалий, большинству из которых “стандартный” взгляд ученых просто не находит объяснений.

Серебряные родники народной веры
Даже если вернуться к Улуг Хуртуях тас, первое более-менее современное упоминание о которой принадлежит известному исследователю петровских времен Даниилу Готлибу Мессершмидту. В 1722 году исследователь зафиксировал ее местонахождение на берегу реки Аскиз. Десятилетия спустя Петр Паллас застал изваяние Каменной бабушки уже в другом месте. Мистика? Прародительница самостоятельно кочевала с одним из хакасских родов — бельтырами? В Хакасии возможно и это, как и то, что кочующие племена перевозили ее за собой с места на место. Хотя в 2003 году, когда Улуг Хуртуях тас возвращали из краеведческого музея на “историческую родину” — в Сагайскую степь, потребовалась изрядная подготовка, специальная техника и большое количество рабочих рук. И — необъяснимо, но факт — после возвращения Каменной бабушки из заточения в родные места в долине пробилось несколько десятков (согласно современной хакасской легенде 50) серебряных родников.

Это только одна из загадок Хакасии. На самом деле таких загадок тысячи. Каждый шаг по древней земле республики дарит внимательному и неравнодушному человеку новые открытия.

Республика невелика по размеру — 61,9 тысячи квадратных километров с населением в 526 тысяч человек. Горы Кузнецкого Алатау на западе, скальные образования Западного Саяна с востока и юга, хребты Восточного Саяна на северо-востоке обрамляют Минусинскую котловину. В ней спокойно, как на материнских ладонях, покоится Хакасия — загадочная и неповторимая страна, где небеса так недалеки от земли, горные духи могут говорить с человеком, камни — помогать людям, а рисунки на скалах иллюстрируют исторические события с точностью хронографа.

Преемственность поколений — преемственность культур
Неподалеку от музея одного изваяния — храма Улуг Хуртуях тас — расположено совершенно необычное место — заповедник- музей под открытым небом “Казановка”. Это уникальнейший музей не только потому, что здесь трепетно и бережливо сохраняются археологические, этнографические и экологические памятники. Тут, как нигде больше, зафиксировано чувство истории — преемственность поколений и культур. Этот концентрированный эликсир даже в небольших дозах способствует оздоровлению, помогая человеку вспомнить, как это — любить землю, на которой живешь, любить народ, создавший уникальную, не имеющую аналогов культуру. Главное направление деятельности музея-заповедника “Казановка” — сохранение культурных ландшафтов — территорий, либо измененных деятельностью человека, либо сохраняющих в своих недрах остатки древних строений, следы хозяйствования людей, древние могильники, места совершения обрядов, галереи наскальных петроглифов. Общая площадь таких ландшафтов в заповеднике — более ста квадратных километров. Здесь несколько десятков археологических комплексов, в общей же сложности на небольшой территории расположено более тысячи различных памятников; гора Хазын хыр, в течение нескольких веков служившая местом совершения обрядов, на вершине горы одна из 50 све (крепостей) Хакасии, у подножия — захоронение бронзового века Анчил чон. Неподалеку места поклонения хакасов — Иней тас, Апсах тас и магический лечебный камень Ах тас, могила шамана, четыре тропы духов. Впрочем, перечислять все сокровища Казановки не имеет смысла. Лучше остановимся подробнее на некоторых из них.

Жрицы или воительницы?
Археологический памятник “Анчил чон” интересен тем, что на территории Сибири пока не встречалось ничего похожего по конструкции (могильник представляет собой солнечный круг с расходящимися лучами). Интересно и то, что в “солнечном круге” и между его лучами захоронены только женщины. В четырех погребальных камерах, сооруженных из плит песчаника, они лежали, обняв новорожденных детей. Загадок у этого погребения много: неподалеку от женских могил сооружено детское кладбище, в котором покоились останки трех-пятилетних детей. Чуть в стороне плиты, сложенные вертикально, как бы отъединяют от общего комплекса другие могилы, в которых захоронены мужчины и женщины азиатского типа, тогда как в центральных погребальных камерах покоятся женщины европейского.

По предположениям ученых, Анчил чон был кладбищем жриц, вероятнее всего, какого-то солнечного культа. В центре круга покоилась женщина, предположительно, 25 лет. Несмотря на то, что могильник неоднократно подвергался ограблениям, кое-что все же осталось. Рядом с головой умершей стоял керамический сосуд с пищей, в ногах находилось блюдо с мясом косули. На женщине была одежда из кожи с нашитыми на нее бронзовыми бляшками, украшения из бронзы.

Жрицы? Амазонки? Или три тысячи лет назад просто было принято женщин хоронить отдельно? Но детские могилы появились значительно позже (спустя 80 лет), малышей как будто вверяли покровительству уважаемых и более статусных женщин.

В пользу первой версии (жрицы) говорит и тот факт, что в 200 метрах на северо-восток от могильника, практически на параллели с кладбищем, возвышается гора Хазын хыр (Березовый хребет) с весьма необычными петроглифами. Они выполнены в разных техниках, в различные эпохи, но по содержанию раскрывают одну тему: историю происхождения религиозных представлений на хакасской земле.

Самое необычное, таящее много загадок и самое первое изображение, нанесенное на скалу, — жертвенная чаша в виде лотоса. Вообще лотос — признанный символ буддизма. Откуда он оказался более двух тысяч лет назад в центре Сибири (буддизм проник к нам не ранее VII века)? Ответ на эту загадку еще ждет своего разрешения.

Множество петроглифов других эпох перекрывает изображение лотоса, но, несмотря на это, цветок остается одним из самых ярких рисунков наряду с изображением богини Ымай, покровительницы детства. От нее новорожденный получает душу, которая так и называется — ымай. Возможно, женщины, покоящиеся на кладбище Анчил чон, считались служительницами богини Ымай? Пока и это остается загадкой.

Магия белая и черная
В живописнейшей долине под названием “Счастье” (“Кюг” по-хакасски) музейного комплекса “Казановка” стоит одинокий гранитный памятник Ах тас (белый камень). Тысячелетиями Ах тас являлся местом поклонения, своеобразным культурным центром. С ним связано множество обрядов и легенд, и одно из главных назначений этого камня, установленного в долине около четырех тысяч лет тому назад — помогать людям. Ах тас называют целебным камнем. Археологические изыскания свидетельствуют — последние полторы тысячи лет он использовался местным населением для лечения различных болезней. “Врачует” Ах тас от отеков, нарушений сердечной деятельности, болезней крови.

Исследования специалистов показали наличие на участке вокруг камня геопатогенной зоны радиусом 52 метра. Подобных этому участков с отклонениями электромагнитного фона на территории музея-заповедника выявлено еще восемь. Ученые не исключают, что целебная сила камня объясняется именно геомагнитной аномалией.

Обряд лечения остается неизменным уже полторы тысячи лет. Нельзя подъезжать к камню на транспорте — территория вокруг него — это дом духа, который может как излечить, так и наказать за несоблюдение обрядов. Приблизившись к камню, нужно обойти его три раза по солнцу, символично спускаясь в тот мир, где живет дух. После этого духа задабривают, оставляя у подножия камня конфеты, мелкие монеты, пуговицы. После того, как хозяин камня принял подношение, можно подойти полечиться — на 15 — 20 секунд прижаться к камню, обняв его руками. Более 20 секунд задерживаться возле Ах таса запрещено. Камень находится на тропе горных духов, а встречи с ними не всегда полезны. В народных былинах существует много рассказов о людях, по недоразумению переночевавших рядом с Ах тасом и после этого безвременно погибших.

Вообще, “Тропа горных духов” — явление хакасской народной жизни интересное, но мало изученное. В горах достаточно часто можно почувствовать и понять — по крайней мере, коренные жители прежде могли точно указать, что это место часто посещаемо горными духами. Многие старожилы видели горных духов — и о таких встречах позже слагаются легенды. В Казановке известны четыре “тропы духов”. Одна из них берет начало в северной части горного массива Хызыл хая (Красная скала). Здесь есть место, пользующееся у коренного населения дурной славой — Турачах (Домик). По представлениям местных жителей, именно отсюда, из скалы, выходят наружу горные духи. Скалы раздвигаются, выпуская духов, и сдвигаются, когда духи возвращаются домой. Если в этот момент рядом с Турачах окажется обычный человек, его может утянуть внутрь скалы. Местный фольклор достаточно часто упоминает о пропавших в этом месте людях.

Хакасский сказ о старике и старухе
Лечебный Ах тас тоже своеобразный храм под открытым небом. С его появлением в счастливой долине у хакасов связана легенда, которую можно начать пушкинскими строками “Жили были старик и старуха”. Однако эти старик (Апсах) и старуха (Иней) в силу возраста занимали особенное положение — родоначальников. В свое время привели они в долину Кюг свой народ. Остановились. Огляделись. Место понравилось. Решили жить здесь, но Иней выбрала для аала место направо от горы Аар таг, а ее мужу приглянулась левая сторона. Долго они спорили — подрались. Иней победила. В гневе она так толкнула старика, что он перелетел через реку и упал на вершину горы Аар таг. От обиды обернулся старик в камень. Его и сейчас можно увидеть — на вершине горы возвышается каменная скала (она так и называется — Апсах тас, Каменный старик), силуэт которой удивительно напоминает обиженного старика. Иней очень переживала обиду мужа — отошла чуть в сторону, присела…. И тоже обратилась в камень.

Народ Иней и Апсаха, уважая волю старших, расселился по всей местности, а в память о трагическом событии установил на месте раздора белый камень. Удивительного в этой истории много, но самое интересное, пожалуй, то, что три памятника Апсах тас, Ах тас и Иней тас являются, с минимальной долей погрешности, вершинами равностороннего треугольника.

Каменная старуха — Иней тас — покровительствовала скотоводству. Вплоть до 50-х годов прошлого века это изваяние было цело — скала на самом деле напоминала женщину, одетую в хакасскую шубу тон. К ней обращались за помощью, здесь совершались таг таиг — обряды жертвоприношения горному духу, покровителю рода. Это свидетельствует о том, что коренные народы Сибири не считали себя хозяевами на этой земле, они были всего лишь гостями. И ежегодные обряды жертвоприношения (производятся они и по сей день) можно воспринимать как элементы гостевого этикета людей по отношению к истинным хозяевам земли.

У самого подножия Иней тас была расчищена и посыпана речным песком площадка, на которой установлены 14 скульптур домашних животных. Быки, лошади, овцы были изготовлены из речной гальки и красного песчаника. А сама скала Иней тас в начале 60-х годов прошлого века была взорвана — в военное время культовое место приобрело особенную популярность у хакасов, и тогдашние идеологи не нашли ничего лучше, как уничтожить его. Удивительный памятник под открытым небом был разрушен. Говорят, что после этого скот в Хакасии настигла неизвестная болезнь, а то поголовье, что осталось, стало хуже плодиться. Еще говорят, что никто из участников взрывных работ не закончил свою жизнь благополучно.

А Иней тас и после “смерти” пользуется особым почитанием. Теперь гора, на которой стоял камень Иней, называется Иней паары (подножие Иней). Здесь вновь проводятся обряды, проезжающие непременно делают “сек-сек” (“маленькое” жертвоприношение), на ветви берез, роща которых ожерельем обступила место, где прежде стояла скала Иней, повязываются чалама.

Таинственная обсерватория
Горная гряда Сундуки считается одним из самых загадочных мест Хакасии. Ученые и сегодня гадают, что это: обсерватория древних, культовое место, площадка для приземления инопланетных космических кораблей или все вместе. Здесь находятся самые древние на земле солнечные часы, удивительная площадка с уникальной акустикой (где даже шепот слышен за десятки метров), наскальные рисунки тагарского времени, среди которых встречаются изображения людей в “скафандрах”.

Некоторые исследователи Сундуков отстаивают версию, что эти горы — огромная древняя обсерватория под открытым небом. Вместо приборов для наблюдения за небом — гигантские камни, скалы с выемками (в определенное время в них видны созвездия, на которые, по мнению ученых, они “настроены”) и особое расположение курганов в долине. С недавнего времени к исследованиям хакасской достопримечательности подключились астрономы. Если теория о том, что Сундуки в древности служили обсерваторией, подтвердится, горная гряда Сундуков составит конкуренцию британскому Стоунхенджу.

Менгиры — памятники или капища?

С XVIII столетия в научном мире известны менгиры Хакасии. Известны они не только как археологические памятники — с тех самых времен привлекали они исследователей и путешественников своей таинственностью. И не случайно. В последние годы благодаря проведенным научным исследованиям установлено, что менгиры расположены в пределах обнаруженных биолокацией аномалий линейного типа, обусловленных тектоническими разломами земной коры. По ним, как по каналам, со слов ученых Хакасского научно-исследовательского института истории, языка и литературы, проникают потоки неизвестной еще науке энергии, способной оказывать определенное влияние на организм человека. Таким образом, менгиры использовались древними людьми для проведения ритуальных обрядов и для лечения различных недугов.

Одним из подобных уникальных памятников IV — I веков до нашей эры можно считать два менгира “Большие ворота”, ведущие в Салбыкскую котловину, где расположены шесть знаменитых курганов тагарской эпохи. “Большие ворота” — это громадные, вырубленные из скалы девонского песчаника плиты высотой до трех метров и шириной 1,5 метра, вертикально врытые в землю. На одной из плит имеются тамги и овальное углубление от многочисленных прикосновений рук приходящих сюда в древности для лечения людей.

Учеными установлено, что менгиры “Больших ворот” расположены в эпицентральной части двухполюсной биолокационной аномалии в точке наибольшего градиента, что позволяет проводить коррекцию биополя человека, воздействуя как на энергетические точки, так и на отдельные системы организма.

Сам же Салбыкский курган свидетельствует о могуществе и богатстве тагарского государства. Осмотрел и описал курган Г.Ф. Миллер еще в 1739 году. Эта каменно-земляная пирамида высотой до 30 метров служила для погребения одного из могущественных динлинских царей, его семьи и свиты.

Неудивительно, что в рассказах о Хакасии так часто используются термины “уникальная”, “неповторимая”, “загадочная”. Она полна неразгаданных тайн, красивых легенд, с ними связанных. Богатства ее истории бесчисленны, сохраненная с древних времен культура жизни необычна, мировоззрение особенно. Мы рассказали лишь о крохотной толике достопримечательностей Хакасии, по числу которых — и это говорится совершенно уверенно — она занимает первое место в мире.

Просто мы не привыкли к этому, и ищем удивления за тридевять земель, любуемся на давно растиражированную Европу, Грецию или Турцию. Но при всех резонах делать так, а не иначе, по-настоящему удивить может только непознанное. Земля загадок и тайн, таинственная шкатулка с миллионом секретов, золотая чаша, полная захватывающих приключений, имя которой — Хакасия
.
 

Вернуться назад

Елена Абумова
Газета «Хакасия»

 

главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

All Rights Reserved. Все права защищены.
etnografia@list.ru
© 2007-2011

Rambler's Top100