главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

 новости

2013


  Духи на страже закона

За любой плохой поступок, за нарушение правил, по которым живёт общество, рано или поздно человеку приходится отвечать. Для борьбы с теми, кто ведёт себя неподобающим образом, преступает закон, есть правоохранительные органы. Однако мало кто знает, что помимо блюстителей закона в особо серьёзных случаях в дело могут вмешаться верховные существа и даже вредоносные духи. Во всяком случае, так некогда считали представители северных народов. А некоторые из них верят в это до сих пор.

Но обо всём по порядку. У любого народа всегда существовало довольно чёткое представление о том, как должно жить человеку: как себя вести, какие правила соблюдать для собственной же безопасности и пользы. В религиозных верованиях северян можно обнаружить целые полчища вредоносных духов, грозящих нарушителю таких правил бедой.

Чукчи называли такого духа кэле, коряки – кала, нинвит, камак, ительмены – канна и т.д. Говорили: «Нинвит – это болезнь, зараза, всякая неудача, несчастье, тревога, схватывающая человека по тем или иным причинам».
У многих подобных духов, стоящих на страже закона, не один-два, а три и даже четыре глаза, чтобы легче было найти себе жертву. Одинокий путник – желанная добыча для кала. Потому, например, коряки совместные прогулки всегда предпочитали одиночным странствиям. А если попутчика найти не удавалось, брали с собой собаку. Самым надёжным защитником считалась «четырёхглазая», с подпалинами над веками. Такая точно недоброжелателей вовремя заметит и прогонит.
И в подобных народных суевериях всегда есть рациональное зерно. По гористым тундрам, по тайге вообще небезопасно ходить в одиночку. Дикие звери могут напасть, легко оступиться, подвернуть ногу, сорваться со скалы. А собака и об опасности вовремя предупредит, и помощь приведёт, если вдруг несчастье какое приключится.

Тем не менее представители северных народов предпочитали иную точку зрения и были уверены: даже волос с головы человека не упадёт просто так. Если со скалы срывается камень или узкая тропинка, петляющая над пропастью, оказывается скользкой, всегда есть в этом замысел и воля высших сил.
Потому алюторским, корякским, чукотским и остальным северным шаманам приходилось с утра до вечера бороться с нинвитами.
Не стоит думать, что от злобных духов за проступки доставалось только северянам. У остальных народов России тоже всегда хватало своих анчуток, шошиг, диббуков, кузутиков, бусиэ и иже с ними. И что удивительно, в поверьях, служивших оберегами против нечисти, у всех народов много общего.
Любой коряк с детства знал, что во время еды нельзя громко говорить, смеяться. В противном случае может напасть иняррувимчав-нинвит – нинвит падучей болезни. Нельзя плевать или сморкаться в огонь: могут высохнуть горло или нос. Множество поверий было связано с землёй, водой, громом, насекомыми, животными, с бережным отношением к ним.
У славян грехом считалось бить землю, плевать в огонь, мочиться в воду.
Калмыки с ранних лет внушали детям: нельзя без нужды ковырять землю («нарушать сон земли»), осквернять воду, лить её в огонь, необходимо с любовью относиться к домашним питомцам.

Кстати, наказание за грехи далеко не всегда распространялось только на того, кто совершил что-то нехорошее. Славяне, например, считали, что грешника может разбить паралич, человек может ослепнуть и даже умереть. А в некоторых случаях карой может явиться град, потоп, мор, падёж скота, нашествие врагов. Таким образом, за одного может ответить весь социум.
И если принять во внимание, что с помощью разных запретов заботились в том числе и об экологии, здоровье человека, то злобные духи оказываются не такими уж и плохими. Ведь как всегда рецепт от несчастья прост: живи в согласии с людьми и природой, придерживаясь нехитрых правил, которые подсказывает сама жизнь, и будет тебе счастье.
 

Вернуться назад

Федор Маков