главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

 история в лицах

февраль 2007


  Ойуун Афанасий Федоров

Добиться аудиенции хранителя шаманских тайн Афанасия Федорова было непросто. Он великий Учитель, он Мастер, он настоящий Человек, он Мудрость. Многие трепетно называют его Ойуун (шаман), хоть он никогда в этом не признается. Афанасий Семенович поставил одно условие — присутствовать на интервью должен его друг Ильич. Ильич — доктор искусствоведения, профессор Юрий Ильич Шейкин — любезно согласился помочь нам в этой беседе.

На фото Афанасий Семенович Федоров с другом пофессором Юрием Ильичем Шейкиным. Добиться аудиенции хранителя шаманских тайн Афанасия Федорова было непросто. Он великий Учитель, он Мастер, он настоящий Человек, он Мудрость. Многие трепетно называют его Ойуун (шаман), хоть он никогда в этом не признается. Фото агентства Романа Бессонова.

— Наконец-то, а то мы уже заждались вас, — радушно встречает меня Афанасий Семенович в колледже культуры и искусств. — Ну, пойдемте, покажу вам свою сокровищницу.

Сокровищница располагается этажом ниже — там Афанасий Семенович хранит свои шаманские реликвии. Юрий Ильич, как и полагается ученому, попавшему в «закрома» друга, тут же закапывается в многочисленных «штучках».

Я оглядываюсь вокруг: красота! Шаманские костюмы, бубны и многие другие необходимые обрядовые предметы.

— Афанасий Семенович, вы настоящий шаман?

— Ой, ты что, я просто артист. Простой преподаватель.

— Не слушайте его, — живо откликается Юрий Ильич. — Он — Учитель, Мастер! Основатель школы традиционной якутской культуры — апробированной системы национального обучения. Специалист всероссийского масштаба. Под этими словами я как доктор наук подпишусь! Как лично я определяю шамана? Шаман — это первый профессионал якутской культуры!

Афанасий Федоров смущается.

— Афанасий Семенович, с чего вы начали свой профессиональный путь? Почему заинтересовались именно традиционной обрядовой культурой?

Мой собеседник на минуту задумался.

— Кылыhах стали плохо петь. Стал собирать материалы — как надо правильно дышать при пении, как двигаться. Так и затянуло. Шаманской тематикой увлекся с 90-х годов, когда обратился к научным источникам Ксенофонтова, Миллера. Много времени в архивах провел. Да что много говорить, лучше показать.
Афанасий Семенович бережно вынимает из настоящего сундука шаманский плащ для камлания.

— Сегодня только для показа надену костюм. Юра, помоги, ты можешь его держать, молодым опасно. Шаманские костюмы очень тяжелые, вес некоторых достигает 30 килограммов.

— Давайте пока сфотографируем вас, — обращаюсь я к обоим.

— Конечно, — тут же соглашаются они. Афанасий Семенович в костюме белого шамана забирается на табуретку — для удачного ракурса.

— Вот смотрите, ребята, какой хороший мужик стоит, качественный! — рекламирует своего друга профессор Шейкин.

— Юра, не смеши меня, на нервах не играй, сейчас вот веточкой дам тебе по лбу, и так табуретка шаткая, — ворчит Афанасий Семенович.

— Ладно, стой спокойно. Вот смотри, товарищ журналист, сверху на шапочке символ Солнца — Верхнего божества, — комментирует Юрий Ильич.

— Из серебра небось сделано? — спрашиваю я.

— Где я столько серебра найду, кто столько денег даст? Из жестяной банки пришлось сделать, — печально вздохнув, уточнил Афанасий Семенович

— А камлать не будете?

— Нет, что вы. Специально надо готовиться к этому — три-четыре часа. Без повода духов тревожить нечего.

— Удары по бубну во время камлания имеют какую-то специфику?

— Когда шаману нужно пройти в Нижний мир, он ударяет колотушкой по нижней части бубна очень резкими, скользящими движениями. Для общения со Средним миром ударяют по центральной части, для общения с Верхним миром используется верхняя часть бубна.

— Какими вы видите духов во время камлания? Они имеют какую-то форму, обличие? Похожи на людей или животных?

— Они как тени, как туман — чистыми никогда не видятся, различаются по цвету черные, синие и белые. Белые — это помощники, черные — злые, синие — средние.

— Есть ли четкое разделение между белыми и черными шаманами?

— Да. Белый шаман проводит алгыс — обращается к верхним Божествам и никогда не спускается в Нижний мир. Черному шаману доступны все три мира — Верхний, Средний, и Нижний. Поэтому, кстати, черные шаманы способны лечить людей — они могут бороться с духами болезни, находящимися в Нижнем мире. Градация среди шаманов тоже есть — Простой, Средний, Великий (Сиэмэх). Про уровни и градацию очень долгий рассказ, целая система. Так что поговорим в следующий раз.

— Вы вот об этом обязательно напишите, — волнуется Юрий Ильич, — этот иконостас спас якутов! (На стене висят фотографии шаманов с краткими подписями — фамилия, имя, район и годы жизни). Афанасий Семенович собирал его по крупицам в архивах Института языка и литературы, в личных архивах. Таких материалов нет ни в одном музее! Раньше шаман пользовался беспрекословным уважением и поклонением не только потому, что навевал страх на людей и мог общаться с потусторонними силами, а потому, что в нем была заключена высшая духовная мудрость народа. Если бы не репрессировали шаманов, последующее за ними поколение было бы еще мудрее, сильнее, интеллектуальнее.

— Это точно, — печально произнес Афанасий Семенович. — Вот великого шамана Якутии Константина Ивановича Чиркова (1879-1874, Абыйский улус, Мугурдахский наслег) сажали в тюрьму. Потом он какое-то время работал в Якутске — на заказ чурки для мостовой делал. В районе Залога ее выкладывали, ну примерно такую же, как в Старом городе сейчас. В те же тридцатые годы одновременно 30 шаманов заключили в застенки НКВД. Точно утверждать не могу, кажется, это следующее за Домом торговли каменное здание по улице Аммосова. Держали там шаманов в течение месяца. Пытали, допрашивали. Говорили, что у начальника НКВД ребенок в это время умер и жена с ума сошла. И после этого всех отпустили. А во время допроса шамана Туу Сирэй (Кобякон Намского улуса) внутри помещения НКВД случилось наводнение и пошел снег. Как это произошло? Вот такой силы воздействия, величайшие люди были, владели методами гипноза в совершенстве. Шаманы и удаганки — это наши священные люди, память о них надо беречь и уважать, чтобы будущее поколение понимало, что это наша вера, которая не исчезла совсем из наших душ. Бытует мнение, что если бы в тридцатые годы не было репрессий шаманов, не было бы засухи, голода, жестокости, войны…

— А сейчас сильные шаманы есть?

— Федот Иванов из Вилюйского улуса, ему где-то 40 лет сейчас.

— Правда, что сила шамана зависит еще и от его национальности? Я, например, слышала, что тунгусские шаманы сильнее якутских?

— (Пауза). Кульбертинова Матрена Петровна — очень сильная эвенкийская шаманка (1889-1997, Нерюнгринский улус, п. Иенгра). Она и сейчас считается самой сильной. Скорее всего, это связано с особенностями традиционного уклада жизни якутов и гонениями шаманов. Якуты — народ оседлый: испокон веков занимались сельским хозяйством, со своего алааса (родовая земля) — никуда. Вот так и шаманы — им деваться было некуда, все на виду. А как тунгусского шамана поймаешь? Эвены, эвенки — народ кочевой, попробуй поймай их в тундре. Вот поэтому, наверное, тунгусские шаманы по сравнению с якутскими были менее зависимы от внешних факторов. И потом вот еще что — от встрясок таких, пока шамана ловят, духи-помощники его убегают, теряются по дороге. Не знаю, как это объяснить по-русски… Сила уходит, что ли…

— Что думает по этому поводу профессор Шейкин?

— Вон мой брат якут Афанасий меня нууччей называет (Афанасий Семенович действительно называет друга «нуучча — брат мой». Тот в ответ именует его «мой родной якут»). Думаете, просто так? За этим стоит исторический термин. Я не сторонник этнического энтузиазма, я «нуучча», я ученый. Вот если мне докажут конкретно на фактах, что один шаман сильнее другого, тогда еще можно о чем-то говорить, но пока я не могу таким вещам верить. Сейчас вот даже модно провозглашать себя шаманом. Ну если великий режиссер себя шаманом считает или потомственная пастушка вдруг возомнила себя удаганкой, это не повод для внесения информации в научные анналы, так, для медицинской карточки разве что…

— Устал я что-то. Костюм шаманский тяжело надевать. Это сложная процедура, настоящее таинство… — вздохнул Афанасий Семенович.

Поняв намек, я начинаю собираться.

— Вот эту книгу возьмите — «Якутское шаманство 1929-1930 гг.» (автор Н.Д. Васильева). В ней — список шаманов земли якутской. Всего 380 шаманов. Помните их, знайте, чтите! Они достойны этого. Это мудрость народная, наша история!

--------------------------------------------------------------------------------
Из невошедшего

О костюме
Неизменными деталями шаманских костюмов является «дьэс эмэгэт» (антропоморфная медная фигурка), изображающая духов.

Есть еще «эмиий кэрэтэ» (грудной сосок), сделанный из медных кружочков — все это связано с древним культом и магией женщины. Некоторые исследователи относят его к старику Нижнего мира — Арсану Дуолаю.

Шамана оберегает от духов фигурка женщины. Естественным образом раз в месяц женщина бывает «грязной», поэтому они ее сторонятся.

Фигурки птиц (гагары, стерха, орла, чайки), зверей (собаки, лошади) — «зооморфные двойники шамана», их духи, их помощники. Гагара помогает шаману, когда он спускается в Нижний или Верхний мир.

Трехглавый орел — Мать-Зверь, самый значимый символ в костюме шамана. Он передается от поколения поколению. Появляется Мать-Зверь только два раза — при рассекании шамана и когда он умирает.

О Волшебном дереве
Для обрядов шаманских, алгыса (обращение к верхним божествам) используется особое дерево — пораженное молнией. Дым, образующийся при сжигании щепки, имеет целебные свойства — плохую энергию забирает. Также конский волос используют в обрядах, его поджигают и окуривают человека, местность или помещение.

О смерти
Шаманские захоронения называются арангас. Раньше шаманов сжигали после смерти, из-за чего они дух свой теряли, над землей летать не могли, в землю уйти — тоже. Тогда стали наверху хоронить — так удобно все слышать и видеть, помогать своим. Сэргэ рядом с захоронением называется истэгэн — оно подслушивает то, что происходит в мире людей. Даже после смерти шамана истэгэн рассказывает ему, что о нем говорят, что происходит с его родственниками. При царе Алексее Михайловиче был издан приказ о перезахоронении останков шаманов в землю. Чтобы избежать этой беды, многие поселения платили специальный ясак.

О капризе Кощея
Афанасий Семенович только успевает забирать из цепких рук друга свои «нужные» вещички и прятать их обратно.

— Зачем тебе это копыто от лошади, Афоня?

— Инструмент потом сделаю, положи на место.

— Так, а лупу где такую взял? Какая красотища! Я тоже хочу такую, хорошенькая какая! Я над ней чахнуть буду, как Кощей над златом. Подари, жадина, у тебя же их две!

— Ильич, не балуйся, мне она тоже нужна, чтобы огонь разжигать, — Афанасий Семенович на всякий случай отбирает лупу. — Подарю как-нибудь — на семьдесят лет…
 

Вернуться назад

Беседовала Лариса Семенова
«Якутск Вечерний»

   

главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

All Rights Reserved. Все права защищены.
etnografia@list.ru
© 2007-2024