главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

 новости

2015


  Шаман по праву рождения

Станислав Сорокин из небольшой деревни Тотохон Эхирит-Булагатского района (Иркутская область) стал шаманом по праву рождения. Мужчина, в прошлом работник сельского хозяйства, был вынужден принять на себя новую социальную роль. Много лет каждый его день расписан по минутам: есть плановые обряды, о которых договариваются заранее, а есть экстренные вызовы, не поехать на которые шаман не имеет права.

Станислав Сорокин из небольшой деревни Тотохон Эхирит-Булагатского района стал шаманом по праву рождения. Фото Сергея Игнатенко

Как проходит обряд
На берегу реки Мурин сидит человек в кепке. Гость этих мест вряд ли распознает в нем председателя общественной шаманской организации «Сахилгаан», уважаемого всеми шамана Станислава Сорокина. Обычный молодой мужчина. И только потом взгляд замечает интересные детали: большое серебряное кольцо в виде волка, нож на поясе.

— Это мне старейшины носить сказали, — видя внимание к атрибутике, смущенно поясняет шаман. — Без ножа вообще из дома выходить нельзя — это символическая защита. Быть шаманом — тяжкий труд. Сколько судеб через себя пропускаешь. Никто добровольно на такое не подпишется. Но если уж у тебя есть этот дар, значит, обязан помогать людям, иначе духи тебя накажут. Кстати, в последнее время ко мне стало приезжать много православных. Люди пользуются Интернетом, общаются в Сети, вот и узнают о возможности посетить шамана. Мы обязаны помогать всем, независимо от их материального положения и национальности. Ведь все люди едины по своей сути, все хотят быть счастливыми и здоровыми. Часто приезжают с просьбой сделать обряд на две дороги, чтобы не было аварий. Многие пары, которые не могут иметь детей, просят, чтобы провел соответствующий обряд.

Обряды проходят тут же — прямо на берегу реки Мурин, так, как проходили они и сто, и двести лет назад. Для приверженцев шаманской религии природа имеет огромное значение. Крыша — небо, а вместо стен — безграничный простор степи.

— Сейчас стали появляться центры шаманизма. Есть такой и у нас, в Усть-Ордынском. Это очень удобно. Все желающие могут посетить сразу несколько специалистов: лекарей, гадалок, можно заранее заказать обряд, обговорить с глазу на глаз все детали. Есть специальное помещение в Баяндае, где тоже принимает шаман. Хочу поставить небольшой домик и на берегу Мурина, в Тотохоне, чтобы в дождь или в мороз можно было согреться. Но от традиций мы уйти не можем, сам обряд должен проходить на открытом воздухе, это не обсуждается, — поясняет Станислав Сорокин.

Так как же проходит шаманский обряд? Вначале нужно разжечь костер. Затем приготовить угощения для духов: чай, сладости, молочную пищу. Название «Сахилгаан» — организации, во главе которой стоит Станислав Сорокин, на русский язык переводится как «небесное сияние». В момент совершения обряда атмосферные явления не редкость. Даже во время обычного интервью с шаманом начинается сильный дождь, град, гремит гром, небо озаряют молнии.

— Не переживайте. Сейчас все исправим, — говорит Станислав и уходит к реке останавливать непогоду.

Через десять минут дождь прекращается, из-за туч показывается солнце и кусок ясного неба.

— Это хороший знак. Вот увидите, посидите здесь еще десять минут, и прилетит орел — тотемное животное бурятского народа. Духи не против вашего присутствия.

Место, где капает Станислав Николаевич, энергетически очень сильное. Возле Мурина во все времена проводили родовые обряды.

Спасает солдат
— Сагарук, Корсук, Ишины, Олой, Отонхой, Тотохон… Все, кто живет в этих деревнях, в основном относятся к одному Бубаевскому роду. Наша покровительница, прародительница рода — Буубэйн тоодэ. К ней при проведении обряда мы обращаемся со всеми своими просьбами, пожеланиями. И она всегда помогает, — рассказывает Станислав Сорокин.

Говорят, что особенно внимательно выслушивает прародительница просьбы матерей, которые молятся за своих сыновей, находящихся на военной службе. Старожилы вспоминают, что, когда в годы Второй мировой войны из Эхирит-Булагатского аймака на фронт уходили мужчины, молились именно своей прародительнице. Конечно, была советская власть, и приходилось делать это тайно. Но буряты, несмотря на коммунистические принципы, знали, что шаманизм — вера предков — всегда спасал в трудных ситуациях. И вот стали солдаты замечать, что некоторых бурят не берут пули. Говорят, русские даже шутили, что нужно держаться рядом с эхиритскими парнями — их какая-то сила бережет. А когда война закончилась, шаманы аймака рассказывали, что им в годы войны являлся образ женщины, которая стояла и ловила пули руками, а потом жаловалась, что у нее уже все руки простреляны. Наяву же защита проявлялась в том, что многие солдаты из Эхирита чувствовали опасность и успевали среагировать.

— Сейчас многие матери, сыновья которых идут в армию или служат по контракту, также обращаются к нашей прародительнице, — говорит Станислав Сорокин. — Для этого совсем не обязательно быть бурятской национальности или жить в Эхирит-Булагатском районе. Наша покровительница очень сильна и помогает всем хорошим людям, которые искренне просят о поддержке. В моих жилах течет кровь разных народов. Моя бабушка, например, была православной, и я ощущаю связи, которые объединяют человечество.

Дому шамана нужна помощь
Но иногда помощь нужна самим шаманам. В мире, где все решают деньги, служителям веры порой приходится непросто.

— Есть две проблемы. И я считаю, что люди должны о них знать. Первая касается Центра шаманизма, или, как его называют люди, Дома шамана. Это учреждение было открыто в ноябре прошлого года. Двухэтажное современное здание удалось построить только благодаря помощи верующих, спонсоров. Но мало построить дом, его нужно содержать. Я, как председатель организации, оказался в сложном положении. Накопился долг по коммунальным платежам, плюс нужно платить налоги за землю. Средств не хватает. В Центре шаманизма принимают несколько целителей. Они берут с народа умеренную плату, поэтому платить долги нечем. Мы все надеемся на помощь властей, на то, что нас возьмет на баланс муниципалитет. Ведь сейчас, в это непростое время, вера — это часто единственное, что держит людей на плаву.

— Второй вопрос касается нечистых на руку людей, называющих себя шаманами. Такие лжецелители ездят по деревням области, врут людям, что срочно нужно провести обряд, что на них сглаз, порча. Знания у этих шаманов есть, но они небольшие и используются только для личного обогащения. Счет за обряд выставляют огромный — от 25 до 200 тысяч рублей. Люди, напуганные обманщиками, берут кредиты, залазят в долги, готовы буквально на все, только бы собрать нужную сумму. В итоге потом, когда мошенники уезжают, жители деревень едут к нам, чтобы мы исправили ошибки, причиненные неправильно проведенным обрядом. Из-за таких обманов падает репутация всей шаманской религии. Помните: настоящий шаман никогда не будет требовать денег за свою работу, тем более требовать такие большие суммы. Если у вас возникло подозрение, что вас пытаются обмануть, лучше связаться с проверенными шаманами, узнать репутацию человека, который хочет провести вам какое-то лечение, — говорит Станислав Сорокин.

Будущее шаманизма
Сейчас основная цель Станислава Николаевича — сделать так, чтобы люди проснулись и увидели свои ошибки.

— Часто человек не осознает того, что делает. Направить его — дело старейшины, шамана. Вот, например, рядом с Корсуком есть родник. Все знают, что вода в нем целебная. В XIX веке сюда приезжали ученые, нашли золото. Хотели строить шахты. Шаманы аймака возмутились, собрались и отправились к начальству в Иркутск, объяснили, что нельзя трогать родник. Также они провели обряд, чтобы золото ушло и святое место не было осквернено. Зато при коммунистах, когда некому было заступиться за целебный источник, здесь была построена дамба. Теперь сделать уже ничего нельзя, ведь вода источника питает весь Усть-Ордынский. Родник засорился, находится в плачевном состоянии. Люди до сих пор приходят туда, чтобы набрать целебной воды, положить монетку, поблагодарить духов. Все местные жители хотят, чтобы родник не был осквернен промышленной деятельностью. Эта история доказывает, что всегда должен быть человек, готовый взять на себя ответственность в таких делах. В нашем роду шаманы рождаются раз в три поколения. Мои дети — три сына и дочь — уже взрослые, уехали жить в город, но с пониманием относятся к моему труду, моему предназначению. Скорее всего, дар передастся их потомкам. Уверен, что и в будущем шаманизм будет пользоваться уважением, у этой древней религии будут последователи.

Советы шамана
* Помните своих предков. Они наблюдают за вами в течение всей жизни и будут встречать вас после смерти. Чтите их память, соблюдайте семейные традиции. Тогда вам всегда будет сопутствовать удача, у вас будут здоровые дети, все будет удаваться на работе.

* Не наносите ущерб природе. Все, что окружает нас, имеет свою душу. Не загрязняйте водоемы, не вырубайте лес. Этим вы не только навредите окружающему миру, вы причините непоправимый удар по своей судьбе, судьбе своих детей.

* Не влезайте в чужую семью, этим вы уничтожите чужое счастье и не наживете собственного.

* Не будьте корыстным человеком. Не стремитесь нажить богатство любым путем. Даже если вы лично не понесете наказания, то оно обязательно настигнет ваших детей. Будьте щедры и внимательны к окружающим.

* Не ссорьтесь с родственниками. Часто это единственная поддержка в жизни, а мелкие неурядицы могут навсегда разрушить святые связи родства.

 

Вернуться назад

Татьяна Швыдченко

 

главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

All Rights Reserved. Все права защищены.
etnografia@list.ru
© 2007-2015

Rambler's Top100