главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

 новости

2020


  Белый дедушка

Сиану (Савелий Максимович) Хутунка, более известный как Белый дедушка, был знаменитым орочским шаманом, родовым судьей, лекарем, искусным охотником и рыбаком. Прожил около 120 лет, имел 7 жен, дружил с Владимиром Клавдиевичем Арсеньевым. В первый раз он женился на немолодой женщине из шаманского рода, чтобы соплеменники признали его шаманом. Второй раз он женился по любви, а позднее взял в жены еще двух женщин. Одновременно С. М. Хутунка имел четырех жен. После их смерти он женился еще три раза, последний раз в 90 лет. Всех своих жен пережил.​

Сиану (Савелий Максимович) Хутунка, более известный как Белый дедушка, был знаменитым орочским шаманом. Фото 1959 г.

В. К. Арсеньев описал камлание в своей повести «Сквозь тайгу», посвященной экспедиции 1927 г. по маршруту Хабаровск — Советская Гавань — Хабаровск. В ту пору Савелию Максимовичу Хутунке было около 60 лет и он оказался самым «слабым» среди четырех шаманов, камлание которых довелось наблюдать Владимиру Клавдиевичу ночью 19 августа 1927 г. на Кандахе. Вот как описал В. К. Арсеньев обрядовые действия своего старого друга: «Первым камлать должен был Хутунка. Он надел на голову венок из стружек, подвязал на себя пояс с металлическими конусообразными трубками и позвонками и взял в руки колотушку и бубен. Хутунка встал перед жаровней и некоторое время молчал, закрыв глаза, как бы собираясь с мыслями.

Прошла минута-другая, и вот среди всеобщей тишины мое ухо уловило какие-то звуки: Хутунка чуть слышно тянул ноту за нотой, не раскрывая рта. Он постепенно усиливал свой голос и призывал к себе духа севона (сэвэна — Т. М.), помогавшего ему при камлании. Пение его было печальное и монотонное. Понемногу он оживал и переминался с ноги на ногу. К голосу шамана присоединился металлический шорох, издаваемый позвонками. Иногда он вздрагивал, подымался на носки и припадал на колени. Выражение лица его было весьма напряженное. Он говорил несвязные слова, упрашивал и умолял своего духа помочь ему».

Через 30 лет после В. К. Арсеньева с Белым дедушкой много беседовали известные российские этнографы, лингвисты В. А. Аврорин и Е. П. Лебедева. О Сиану Хутунка они писали, что тогда ему было около 100 лет, хотя по паспорту всего 8. Родился он в селении Хуту на р. Тумнин, около 60 лет прожил на р. Коппи, затем перебрался на р. Хади, в последние годы осел в селении Уська (сегодня Уська-Орочская).

Сиану Хутунка был прост в отношениях с людьми, хотя держался с достоинством, справедлив, бескорыстен и доброжелателен. Возможно, Белым дедушкой его стали называть за седые волосы. Однако более вероятным нам кажется другое объяснение. Орочи различали добрых и злых шаманов. Именно к добрым принадлежал С. М. Хутунка. В 1959 году его слава крупнейшего орочского шамана и родового судьи была уже, по выражению ученых, в прошлом. Однако фотография опровергает их утверждение. Она сделана в 1959 году во время камлания. С. М. Хутунка облачен в специальный ритуальный костюм, состоящий из тканевого халата с перьями орла на спинке, отделкой из китайской тесьмы и юбки из меха нерпы. Края рукавов обмотаны орнаментированными нарукавниками. На груди — нагрудник в виде змеи для укрепления голоса. Наголенники снабжены изображениями змеи, жабы и ящерицы. Макушку прикрывает маленькая полусферическая шапочка охотника, поверх которой привязаны стружки, распускающиеся на спине пышным пучком. Стружками обвязаны талия, руки ниже плеч и запястья, голени, обувь. Недалеко от шамана тлеют в тарелке сухие листья багульника. В траве запутались кусочки стружек. Видимо, неистовый танец уже позади. Сейчас Савелий Максимович лишь слегка пританцовывает в такт приглушенным ударам бубна. Его губы плотно сжаты, а взгляд проник за границы среднего мира и познает открывшиеся ему тайны. Что-то он там видит? Кто знает... Фотография об этом нам, увы, не расскажет.

 

Вернуться назад

Татьяна МЕЛЬНИКОВА,
кандидат исторических наук, главный хранитель фондов ХККМ

   

главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

All Rights Reserved. Все права защищены.
etnografia@list.ru
© 2007-2024