главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

 шаманизм  


  Шаманская школа

«Сильный» шаман — человек незаурядный. Он должен владеть словом, движениями тела, бубном или другим музыкальным инструментом, хорошо петь, знать секреты иллюзиона. Шаманы многих народов Сибири во время ритуала, к изумлению присутствующих, вонзали в своё тело нож или кинжал, не причиняя себе никакого вреда. Туркменские шаманы на глазах участников камлания протыкали себя саблей; желающим удостовериться, что кончик сабли действительно торчит из спины, дозволялось потрогать его. Шаманы хантов, якутов и бурят якобы могли, камлая, отрезать у себя голову, а затем приставить её обратно как ни в чём не бывало. Вероятно, умелые шаманы владели и искусством гипноза. Так или иначе, они могли заставить участников обряда увидеть больше, чем происходило на самом деле. Некоторые шаманы казахов славились умением лечить бесплодие. Они будто бы разрезали ножом живот женщины, извлекали оттуда предмет, бывший причиной бесплодия, а потом зашивали живот. Всё это делалось в присутствии свидетелей. В казахской степи из аула в аул передавались рассказы о женщинах, которые испытали радость материнства после такой операции.

Как же постигал шаман секреты своего непростого ремесла? Трудно представить, чтобы человек стал шаманом, не пройдя солидной подготовки. Этнограф Н. Н. Харузин в начале XX в. писал: «Шаманские приёмы у каждой народности более или менее строго выработаны. Отсюда следует, что специальное обучение необходимо». Однако фактов, которые подтверждали бы такое убеждение, собрано немного. В 1923 г. Б. Э. Петри опубликовал брошюру «Школа шаманов у северных бурят», в которой сообщил, что по старинным правилам юноша, удостоенный шаманского призвания, должен был поступить в ученики к кому-нибудь из старых шаманов. Под руководством опытного наставника он изучал приёмы древней профессии. Есть сведения о том, что своего рода шаманская школа была у тувинцев, ненцев, селькупов и некоторых других народов.

Но во многих культурах традиции непосредственного обучения начинающих шаманов обнаружить не удалось. Как писал этнограф А. А. Попов, нганасаны «противятся суждению о том, что существует школа шамана или вообще обучение его кем-то». По их воззрениям, шаман делает то, что предписано ему духами или божествами. То, что он знает, сообщено ему духами. По рассказам одной узбекской шаманки, её дух-покровитель (в образе мусульманского святого) унёс её в горы и там наставлял, разъясняя, как надлежит жить шаманке. Таким образом, обучение происходило в её видениях, в её воображении, а не в реальной жизни.

Так есть ли школа шаманов или нет? Может быть, этнографы не смогли узнать о ней, потому что обучение держалось в строжайшей тайне от посторонних? Нет, в обществах таёжных охотников и рыболовов, степных скотоводов жизнь каждого человека проходит у всех на виду, и подобные секреты утаить невозможно; если исследователи не слышали о школе, значит, её просто нет.

Вообще школа — не единственный и не обязательный путь обучения. Нужными для шамана знаниями можно овладеть самостоятельно.

Человек, склонный по своему психическому складу к занятию шаманством, впитывал в себя всё, что оказывалось полезным впоследствии, когда он становился шаманом, — верования и обычаи, предания и порядок проведения ритуалов. В дальнейшем шаман закреплял нужные для ритуальной деятельности навыки, совершенствуя их из года в год. Общение со зрелыми мастерами способствовало накоплению профессионального опыта. Но формальное обучение отнюдь не являлось правилом.
 

Вернуться назад

relegere.org.ua

   

главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

All Rights Reserved. Все права защищены.
etnografia@list.ru
© 2007-2010

Rambler's Top100