главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

 шаманизм


  Таинственное вместилище души – «тюктюйэ»

Одним из сакральных мистических предметов древнего культа является тюктюйэ. Этот предмет, овеянный легендами и магией, тесно связан с загадочными древнейшими верованиями и мировоззрением какой-то определенной части народа саха, о которых мы, современные люди, почти ничего не знаем…
Предметы этих древних обрядов где-то еще хранятся, в заброшенных жилищах, в глухой тайге. Любой может столкнуться с забытыми тайнами этих культовых вещей...

Таинственное вместилище души – «тюктюйэ»

Лишь благодаря нашим исследователям прошлого, мы можем кое-что знать об этих объектах.
Известный художник, краевед, этнограф, музейный деятель, собиратель и исследователь материальной культуры саха Михаил Носов в своих заметках писал: «Тюктюйэ называется какой-либо предмет (берестяной или кожаный мешочек, деревянная коробочка или иная посуда, столб или какое-либо деревянное изделие, чучело и т.под.), в котором заложена душа человека или иногда животного».

Тюктюйэ не простой предмет, он имеет некое магическое значение, в нем замуровывали кут - душу умершего человека, порой и живого, и не только человека по каким-либо особым обстоятельствам. Для этого проводился особый таинственный шаманский обряд. Души близких часто помещали в берестяные тюктюйэ, души любимых дочерей в куклу-идол «Кыыс Тангара». Тюктюйэ почти всегда связан с трагедиями и с печальными обстоятельствами в жизни целых родов и семейств.

В Якутском краеведческом музее для посетителей выставлен один из известных тюктюйэ «Кыыс Тангара», найденный в 1937 году. Согласно легенде, у некого знатного богача Мальжагарского наслега Восточно-Кангаласского улуса, постоянно умирали новорождённые дети. Дольше всех прожила его дочь Туллук, но и она не избежала печальной участи, тоже ушла из Срединного мира. Тогда он позвал сильного шамана, что бы он переселил душу девочки в куклу-тюктюйэ. С этим вместилищем души - кут обращались как с человеком: кормили, разговаривали, дарили подарки.

Есть легенда еще об одном загадочном тюктюйэ. И этот магический предмет связан с именем именитой шаманки Аграфены Жиганской (о ней я ранее писала статью). Ее кут был увековечен в особенный оберег-талисман, называемый «сата». «Сата» обычно использовали в обрядах для усмирения сил стихии – сильной бури и пурги. «Сата» в старинных рассказах описывали и представляли в виде некого камня. Но «сата» Аграфены был в виде куклы-тюктюйэ. Есть сведения, что это тюктюйэ – вместилище кут Аграфены было обнаружено в 1948 году научным сотрудником Якутского краеведческого музея, фольклористом Сэһэн Боло-Дмитрием Дьячковским в глухой тайге Верхоянского округа.
Сохранилось описание этого предмета древнего культа, сделанное художником Михаилом Носовым:
«Это – плоская деревянная человекоподобная кукла о двух головах, размером около 15 см., ноги соединены вместе и образуют рукоять, за которую можно держать куклу. С плеч свисают крылья, составленные из хвостиков мелких пушных зверьков и украшенных ровдужными, жгутиками, увитыми в пестрые шкуры. С нижней части живота и сзади с поясницы свисают кисти, составленные так же, как и крылья. На груди куклы гравировка из ломаных линий. Кукла вложена в ровдужный чехол, напоминающий своим покроем северную парку с капюшоном. Чехол расшит наподобие пояса бисером, со свисающими с него ровдужными кистями. С плеч чехла, так же, как и с куклы, свисают два крыла в той же комбинации хвостиков и жгутиков, как и на кукле. На груди чехла пришита четырехугольная синяя тряпочка, под которой, очевидно, и скрывается спрятанный там «кут». Вся кукла с чехлом завернута в различные меха местной пушнины и шкуры зверей и уложена в огромную суму их скотских шкур».
В обрядах шаманы называли Аграфену: «Солнце северных небес светлоликая Агриппина, Дух-хозяйка магического волшебного Камня». Кут – душа этой могущественной шаманки стала повелительницей приленских ветров и покровительницей рыбаков. По старинным поверьям захоронена Аграфена на острове Столб посередине Матушки реки Лены. Бестелесных дух знатной шаманки-удаган до сих пор обитает там, так гласят предания северных саха.

По некоторым легендам тюктюйэ «Кыыс Тангара» становились ымыы - оберегами для рода и семьи. Но зловещий вид этих кукол будто бы говорит совсем о другом…
Истинное предназначение тюктюйэ как вместилище кут - души человека до конца не изучено. Судя по сохранившимся преданиям, обряды, связанные с тюктюйэ, были характерны для родов, живущих на Средней Лене, в центральных улусах и отдаленно напоминают бурято-монгольский, так называемый, «черный шаманизм».

Самым загадочным в древних верованиях саха является то, что саха считали и считают, что у человека три кут, то есть три души, которые объединены в одно неразделимое целое жизненной силой сюр. Человек состоит из трех важных элементов:
Буор кут или земляная душа определяла внешний облик человека, его биологическую основу, состоящую из земных элементов. После смерти она возвращалась в землю или превращалась в прах, в землю.

Ийэ кут или мать-душа определяла наследственность, передавалась от предков к потомкам через детей и родственников, после смерти человека оставалась на Земле в потомках. Это был своего рода генный код человека, передающий все наследственные черты.

Салгын кут – воздушная душа олицетворяла духовный мир человека, его мысли, его невидимую бессмертную энергетику. Она обеспечивала связь с окружающим миром и при смерти человека уходила в Верхний мир, во Вселенную.
Только при наличии здоровых сильных трех кут-душ, объединенных жизненной силой сюр, человек становился истинным полноценным человеком. Эти три своего рода информационные матрицы передавали в пространство определенные сигналы о человеке, эти сигналы шли сквозь время и пространство, поэтому за грехи предков отвечали потомки. Человек умирает, а информация о нем еще долго сохраняется в пространстве.
Видимо, поверья о трех составляющих человеческой сути, объединенной некой жизненной силой, и породили в некоторых местах культ тюктюйэ.

Тюктюйэ имеет еще одно значение. У древних тюрков был керамический сосуд для хранения или транспортировки (пепла-золы) праха умершего. У древних саха так же был такой сосуд для транспортировки и захоронения праха. Бывали обстоятельства, когда смерть настигала человека в пути, (особенно боотуров в бою) далеко от родных мест и надо было довезти его прах до родины.
Как считают этнографы, в таких случаях тело сжигали с соблюдением погребальных ритуалов, а пепел-золу помещали в специальный керамический сосуд для транспортировки - тюктюйэ. Эти сосуды, видимо, имели особенное украшение в виде каких-то символов.
Как-то мне попались в соцсетях записи известного краеведа Прокопия Ноговицына. Краевед поделился своими знаниями и предположениями о сосуде-тюктюйэ: «Где-то читал номох (предание) про боотуров. Настигли враги знатного боотура - окружили. И боотур говорит своим врагам: «Я много сделал для своего племени и мне, как знатному боотуру, положено «тэллэх –суорђан» - «ложе-покров» из врагов». И потупили взоры окружившие его боотуры-противники, и знатный боотур сразил из стрелы двух их боотуров, и только потом его закололи. Потом, наверное, сделали знатному боотуру «одеяло и ложе» из праха-күл (күл >кюл - пепел/ зола) этих боотуров, рассеяв в могиле на тэбиэх-склепе. В старину нравы были суровые, но и благородные - никаких издевательств над врагами.

Археологи нашли у нас в Эркээни захоронение юного боотура и у него в ногах стоял «тюктюйэ» с человеческим прахом... Юный боотур был убит орудием в затылок, рана в черепе была четырехугольной от бронебойного копья или стрелы. Друзья-сородичи настигли убийцу и привезли прах, однако, я так думаю...».

Таинственный ритуальный тюктюйэ имеет и такое значение.

Фольклорист, этнограф, археолог Сэһэн Боло – Дмитрий Дьячковский собрал бесценные материалы по устному народному творчеству саха, оставил свои труды для нас, для потомков. Я не перестаю восхищаться этим ученым, преданным своему делу, именно он по крупинкам собирал мифы и предания древности и сохранил для последующих поколений.
Его труды были изданы в виде книги «Лиэнэђэ нуучча кэлиэн иннинээђи саха олођо» («Прошлое саха до прихода русских на Лену»).
В этой книге находим описание разновидностей тюктюйэ, которые исследователь собрал из разных источников. Здесь тюктюйэ предстают как хранилища духа умершего человека, даже несколько раз подчеркнуто «любимого человека, отошедшего в мир иной».
«Берестяной тюктюйэ тангара (божество). В старину саха дух умершего любимого человека замуровывали в глухо зашитый со всех сторон берестяной мешок-тюктюйэ, который был украшен на четырех углах волосяными кисточками, сделанными из конской гривы. На тюктюйэ наносилось изображение усопшего, и эта реликвия хранилась в доме. Этот тюктюйэ висел и все время издавал странные звуки наподобие жужжания.
К этой вещице относились с почестями, постоянно умащивали маслом.

Кюпсюй. Кюпсюй в древние времена тоже являлся хранилищем духа умерших. Брали полый обрубок дерева и там особыми деревянными пробками закрывался дух любимого человека, отошедшего в мир иной. Так же на нем символически изображали человека, чей дух покоился в этом своеобразном сосуде. А само вместилище прятали за балку потолка юрты. Весной при помощи ойууна-шамана спускали тюктюйэ и выносили на улицу, слегка постукивали деревянной палкой, тогда тюктюйэ издавал звуки, подобные вздохам. Если хозяева-хранители такого тюктюйэ умирали, то кюпсюй вешали на ветку высокой лиственницы в трех-четырех саженях от земли.

Тюктюйэ. Брали два глиняных специальных сосуда с символическим рисунком лица усопшего любимого человека и замуровывали его дух, запечатывали эти сосуды, соединив их горлышками, смазывали особой глиной и завязывали волосяными веревками. Затем закапывали под старой лиственницей или в доме на левой стороне. Если кто-нибудь находил такой старинный сосуд-тюктюйэ и разбивал его, то сразу падал замертво, сраженный древней магией».

Загадочные обряды и культы древности наводят на разные размышления… Стоит ли о них вспоминать в наше современное время?
Но ведь это же наше прошлое, жизнь наших предков, строивших свою, понятную только им, картину Мироздания, осознание Жизни и Смерти, Души и Духа.
Мы, современные люди, с точки зрения своего мировоззрения не можем многое понимать и принимать. Поэтому эти культы обретают некую зловещую мистику, некоторых порой они отталкивают так называемым язычеством... Но это далеко не примитивные языческие обряды. В них много философского видения устройства Мира, человеческой сущности, даже есть некоторый психологический аспект...

Но все же надо помнить то, что говорили старцы. То, что запрятано далеко и предано забвению, не должно снова выйти на свет. Такова извечная истина, сохраняющая гармонию между добром и злом, светом и тьмой.
 

Вернуться назад

Варвара КОРЯКИНА
г. Нерюнгри

   

главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

All Rights Reserved. Все права защищены.
etnografia@list.ru
© 2007-2024