●
Вставленные духами глаза
Интересный рассказ о действиях нганасанского шамана приводит русский
этнограф А.А. Попов.
В январе 1931 г. во время сильной пурги не вернулся в стойбище нганасан
Люрюлюе. Происходило это на полуострове Таймыр, примерно в 300 км к
северо-востоку от Норильска. Через две недели его родные обратились за
помощью к шаману Дюхадие. Он согласился отыскать пропавшего, сказав при
этом: «Я видел во сне, как будто Люрюлюе ещё жив».
Шаман надел парку на голое тело, заставил завязать себе глаза и три дня
ходил по тундре, а за ним в нартах неотступно следовали два местных
жителя.
Позже шаман рассказывал: «Прошлогодние травы и кусты около моего чума
ничего не знали и не могли мне ничего сказать про заблудившегося.
Наконец я спросил у хозяина речки, и он на третий день указал мне, и я
наткнулся на совершенно обледеневшего человека. Он был ещё жив, мои
спутники как можно скорее увезли его в чум.
Хотя на мне была надета одна только шаманская парка на голое тело, я,
однако, не поморозился, только сильно продрог, да и то почувствовал это,
приехав к себе в чум».
Шаман так рассказывал учёному о своих способностях: «Я и сам не знаю,
где находятся эти вставленные духами глаза, думаю, под кожей. Когда
камлаю, я ничего не вижу своими настоящими глазами, вижу теми,
вставленными. Когда меня заставляют искать какую-нибудь потерянную вещь,
завязывают мои настоящие глаза, и я вижу другими глазами гораздо лучше и
острее, чем настоящими». Духи также «просверлили» ему уши и дали
способность понимать «разговоры» растений.
«И я сам удивляюсь, когда какая-нибудь маленькая кочка на болоте, на
верхушке которой растут травы, предупреждает меня, чтобы я не сбился с
пути, или указывает заблудившегося человека, которого я разыскиваю».
|