главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

 новости

26 июня 2001


  Колдунья в каменных джунглях

Она носит странную одежду, кружится у ритуального костра и поет странные древние гимны, усмиряя буйство стихии и зажигая сердца людей. И живет она не в амазонской сельве и не в суровых северных краях, а в каменных джунглях столичного мегаполиса.
Зовут городскую шаманку Вера Сажина. Интервью Вера давать не любит, однако для «АиФ. СВ» сделала исключение.

Она носит странную одежду, кружится у ритуального костра и поет странные древние гимны, усмиряя буйство стихии и зажигая сердца людей. И живет она не в амазонской сельве и не в суровых северных краях, а в каменных джунглях столичного мегаполиса. Зовут городскую шаманку Вера Сажина.

Бык запутался в бусах
— Как вы, русская женщина, стали вдруг шаманкой?
— Меня считали странной с самого детства. Я родилась в Подмосковье, в военном городке. В моем роду когда-то были и волхвы, и знахари, и даже шаманы. Шаманизму нельзя научиться по книжкам. Способности лечить людей я использовала еще до посвящения в шаманизм. Работала психологом. Но однажды, поехав в Туву, встретила очень старого шамана, чрезвычайно сильного. Он стал моим учителем и передал мне свой дар. После его смерти ко мне отошли его шаманские инструменты, в первую очередь - ритуальный бубен.

— Люди верят, что шаманы способны управлять силами природы и даже животные подчиняются им беспрекословно. А вы это умеете?
— Несколько лет назад я ездила в Америку к родственникам мужа и несколько месяцев прожила в резервации индейцев. Общалась с местными шаманами, училась у них, лечила людей. Белых они принимают плохо, но я очень просила позволить пожить среди их народа. У них патриархальный уклад и потому специфическое отношение к женщинам, однако, индейцы очень тонко чувствуют внутреннюю силу человека. Мне было позволено находиться на мужской половине деревни и курить с мужчинами трубку мира. Там же мне довелось столкнуться с яростью животных. Разъяренный бык напал на меня, и жизнь мне спасли только крученые бусы, которые я сделала своими руками еще в Подмосковье. Бык запутался рогами в бусах и только поцарапал мне грудь. Там же, в резервации, меня покусал койот. Но тоже обошлось. Позже я научилась разговаривать с животными и подружилась с ними.

Что касается сил природы, то я вместе с шаманами Тувы участвовала в остановке страшного наводнения в Туве, которое было прошлой весной. Для этого не обязательно было даже ехать на Север. Я отправилась в Подмосковье, на реку Клязьму, где родилась, и просила ее воды остановить разливы своей северной сестры. Ведь все реки говорят друг с другом, так как связаны незримыми нитями.
— Индейцы входят в транс с помощью галлюциногенных грибов и трав. А вы употребляете их? И каковы в этом случае отношения с законом, ведь в городе наркотики запрещены?
— Наркомания шаманов — очередной миф, распространенный европейцами после прочтения Карлоса Кастанеды. Я, живя среди индейцев, ни разу не видела настоящего шамана даже пьяным, не то что обкуренным.

В молодости я могла позволить себе выпить и даже напиться, но после шаманского посвящения не пью спиртного даже по праздникам. Духи очень не любят пьяных и способны им серьезно навредить. Большая беда, что индейцы и коренные народы Севера сегодня спиваются. Это смертельно для них, ведь в отличие от русских у них нет иммунитета к «огненной воде».
Настоящий шаман способен войти в транс, начав бить в бубен, буквально за пару минут. Злых или добрых шаманов не бывает. Они делают только то, что нужно. Если шаман совершает гадость (по мнению обычного человека), она необходима для поддержания равновесия в человеке. Настоящее зло в шамане — это когда он не контролирует свою силу.

Как изгнать злых духов
— Вы лечите людей или только изгоняете злых духов?
— Чаще всего болезни человека связаны с тем, что мы ругаемся с людьми, злимся, обижаемся. Бывает, кто-то подавил нашу волю или мы потеряли силу в дурном месте. Самый яркий пример потери силы и даже души — когда человек находится в коме. Это значит, что духи-хранители отвернулись от него. Шаман способен вернуть силу человеку, радость жизни, ведь бывает так, что человек не живет, а существует, как живой мертвец. Всегда нужно смотреть на причину. Часто случается, что дух болезни овладевает человеком, а он даже не осознает этого. Я лечу людей от разных болезней, в том числе и серьезных, но излечение зависит в первую очередь от самого пациента. Если человек не приходит на назначенный повторный прием, не следует моим рекомендациям, результата не будет. Духи болезни изгоняются в процессе обряда очищения и камлания. Для этого им нужно принести жертву. В Туве очень часто режут животных. В ритуале для обретения богатства подносят духам молоко и баранину. Шаман просит духа-помощника дать ему силу. Мужчина-шаман действует достаточно спокойно. Женщины же орут, хохочут, бьют в бубен очень сильно, громко поют. Злой дух проходит через шамана, а не через пациента, поэтому больной сидит молча, а «страдает и кричит» за него шаман.
— Случалось ли вам вступать в борьбу с другими шаманами?
— Людей, творивших зло с помощью магии, я встречала не раз. Однако смертельных битв не было. Шаманы, вступающие в схватку между собой, стремятся сделать так, чтобы противник не погиб, а уехал в другое место — там шаман быстро потеряет силу. Сильными шаманы могут быть только на родной земле.

— Может ли шаман потерять дар?
— Обычно свой дар шаман теряет вместе с жизнью, тогда же он передает его преемнику. Я тоже когда-нибудь так поступлю, но еще не время.
— Вы поете вместе с музыкантами, например, участвуете в перфомансе с Германом Виноградовым, на театральных подмостках. Разве это не противоречит самой сути шаманизма?
— Очищать людей можно не только ритуалами, но и искусством. Я пою алгыши — ритуальные гимны, выступаю в роли сказителя. Причем выступаю только с теми артистами, музыка которых мне нравится. Как-то после нашего выступления ко мне подошла женщина и сказала: «От ваших гимнов у меня полдня был понос». Она была такая счастливая! Она давно этого хотела. Женщина страдала запорами.

Бубен
Бубен играет первостепенную роль в шаманских церемониях. Он необходим для осуществления сеанса потому, что уносит шамана в «Середину Мира», позволяет ему летать в пространстве, призывает и «пленяет» духов. Наконец, гудение бубна позволяет шаману сосредоточиться и войти в экстаз или измененное состояние сознания. Легенда гласит, что священное дерево (часто это береза), из которого сделан обод бубна, является составляющей Космического Древа, великого Древа Мира, и потому шаман, ударяя в бубен, магически переносится к этому древу, древу жизни, познания, и оттуда уже может путешествовать вверх к миру божественному или в Нижний мир, мир мертвых, чтобы встречаться с душами предков, вести охоту за силой и духами. У сибирских шаманов есть также свои личные деревья, которые являются не чем иным, как прототипом Космического Древа; некоторые используют также «перевернутые деревья», то есть установленные корнями вверх, которые, как известно, относятся к наиболее архаическим символам Древа Мира.

Выбор древесины, из которой делается обод бубна, зависит исключительно от духов. Алтайский шаман получает от хранителей указания относительно леса и места, где растет то дерево, и посылает своих помощников, чтобы они его нашли и добыли из него древесину на бубен. В других регионах шаман сам собирает все щепки дерева. В некоторых местах дереву приносятся жертвы — его смазывают кровью и водкой. Практикуют также «оживление бубна, окропляя обруч спиртным. У якутов рекомендуется выбирать дерево, в которое ударила молния.
Когда бубен сделан, его «оживляют». Когда алтайский шаман окропляет его пивом, обруч через посредничество шамана рассказывает о том, как дерево, из которого он происходит, росло в лесу, как его срубили, принесли в деревню и т. д. Затем шаман окропляет кожу бубна, которая также, «оживая», рассказывает о своем прошлом. Голосом шамана животное повествует о своем рождении, своих родителях, детстве и всей своей жизни, вплоть до момента, когда оно было убито охотником. Заканчивает оно заверением в том, что окажет шаману многочисленные услуги. Это животное, кожа которого используется для изготовления бубна, является могущественным помощником шамана, его тотемом. Бубен обычно имеет овальную форму; кожа у него оленья, лосиная или лошадиная. Бубен изображает микрокосм с его тремя сферами — Небом, Землей и Преисподней — и одновременно показывает средства, с помощью которых шаман прорывает уровни и устанавливает связь с Верхним и Нижним мирами. Шаманы северных племен и индейцев украшают свой ритуальный наряд шапкой из перьев орла и других птиц. Орел, от которого добыты перья, считается священным, и поэтому его отпускают на свободу. Дух орла, находящийся в перьях могучей птицы, способен вызволить душу человека из плена и вернуть назад в тело.

Если у шамана крадут бубен, он теряет силу или даже собственную душу, так крепко связан шаман с этим загадочным инструментом. Кроме бубна у шаманов имеется множество инструментов для вхождения в транс. Например, с помощью варгана можно путешествовать в Нижний мир, а флейта ведет к Небу.
 

Вернуться назад

Людмила Подобедова
АиФ

   

главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

All Rights Reserved. Все права защищены.
etnografia@list.ru
© 2007-2024

       

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru