●
Колдунья в каменных джунглях
Она носит странную одежду, кружится у ритуального костра и поет
странные древние гимны, усмиряя буйство стихии и зажигая сердца людей. И
живет она не в амазонской сельве и не в суровых северных краях, а в
каменных джунглях столичного мегаполиса.
Зовут городскую шаманку Вера Сажина. Интервью Вера давать не любит,
однако для «АиФ. СВ» сделала исключение.
Бык запутался в бусах
— Как вы, русская женщина, стали вдруг шаманкой?
— Меня считали странной с самого детства. Я родилась в Подмосковье, в
военном городке. В моем роду когда-то были и волхвы, и знахари, и даже
шаманы. Шаманизму нельзя научиться по книжкам. Способности лечить людей
я использовала еще до посвящения в шаманизм. Работала психологом. Но
однажды, поехав в Туву, встретила очень старого шамана, чрезвычайно
сильного. Он стал моим учителем и передал мне свой дар. После его смерти
ко мне отошли его шаманские инструменты, в первую очередь - ритуальный
бубен.
— Люди верят, что шаманы способны управлять силами природы и даже
животные подчиняются им беспрекословно. А вы это умеете?
— Несколько лет назад я ездила в Америку к родственникам мужа и
несколько месяцев прожила в резервации индейцев. Общалась с местными
шаманами, училась у них, лечила людей. Белых они принимают плохо, но я
очень просила позволить пожить среди их народа. У них патриархальный
уклад и потому специфическое отношение к женщинам, однако, индейцы очень
тонко чувствуют внутреннюю силу человека. Мне было позволено находиться
на мужской половине деревни и курить с мужчинами трубку мира. Там же мне
довелось столкнуться с яростью животных. Разъяренный бык напал на меня,
и жизнь мне спасли только крученые бусы, которые я сделала своими руками
еще в Подмосковье. Бык запутался рогами в бусах и только поцарапал мне
грудь. Там же, в резервации, меня покусал койот. Но тоже обошлось. Позже
я научилась разговаривать с животными и подружилась с ними.
Что касается сил природы, то я вместе с шаманами Тувы участвовала в
остановке страшного наводнения в Туве, которое было прошлой весной. Для
этого не обязательно было даже ехать на Север. Я отправилась в
Подмосковье, на реку Клязьму, где родилась, и просила ее воды остановить
разливы своей северной сестры. Ведь все реки говорят друг с другом, так
как связаны незримыми нитями.
— Индейцы входят в транс с помощью галлюциногенных грибов и трав. А вы
употребляете их? И каковы в этом случае отношения с законом, ведь в
городе наркотики запрещены?
— Наркомания шаманов — очередной миф, распространенный европейцами после
прочтения Карлоса Кастанеды. Я, живя среди индейцев, ни разу не видела
настоящего шамана даже пьяным, не то что обкуренным.
В молодости я могла позволить себе выпить и даже напиться, но после
шаманского посвящения не пью спиртного даже по праздникам. Духи очень не
любят пьяных и способны им серьезно навредить. Большая беда, что индейцы
и коренные народы Севера сегодня спиваются. Это смертельно для них, ведь
в отличие от русских у них нет иммунитета к «огненной воде».
Настоящий шаман способен войти в транс, начав бить в бубен, буквально за
пару минут. Злых или добрых шаманов не бывает. Они делают только то, что
нужно. Если шаман совершает гадость (по мнению обычного человека), она
необходима для поддержания равновесия в человеке. Настоящее зло в шамане
— это когда он не контролирует свою силу.
Как изгнать злых духов
— Вы лечите людей или только изгоняете злых духов?
— Чаще всего болезни человека связаны с тем, что мы ругаемся с людьми,
злимся, обижаемся. Бывает, кто-то подавил нашу волю или мы потеряли силу
в дурном месте. Самый яркий пример потери силы и даже души — когда
человек находится в коме. Это значит, что духи-хранители отвернулись от
него. Шаман способен вернуть силу человеку, радость жизни, ведь бывает
так, что человек не живет, а существует, как живой мертвец. Всегда нужно
смотреть на причину. Часто случается, что дух болезни овладевает
человеком, а он даже не осознает этого. Я лечу людей от разных болезней,
в том числе и серьезных, но излечение зависит в первую очередь от самого
пациента. Если человек не приходит на назначенный повторный прием, не
следует моим рекомендациям, результата не будет. Духи болезни изгоняются
в процессе обряда очищения и камлания. Для этого им нужно принести
жертву. В Туве очень часто режут животных. В ритуале для обретения
богатства подносят духам молоко и баранину. Шаман просит духа-помощника
дать ему силу. Мужчина-шаман действует достаточно спокойно. Женщины же
орут, хохочут, бьют в бубен очень сильно, громко поют. Злой дух проходит
через шамана, а не через пациента, поэтому больной сидит молча, а
«страдает и кричит» за него шаман.
— Случалось ли вам вступать в борьбу с другими шаманами?
— Людей, творивших зло с помощью магии, я встречала не раз. Однако
смертельных битв не было. Шаманы, вступающие в схватку между собой,
стремятся сделать так, чтобы противник не погиб, а уехал в другое место
— там шаман быстро потеряет силу. Сильными шаманы могут быть только на
родной земле.
— Может ли шаман потерять дар?
— Обычно свой дар шаман теряет вместе с жизнью, тогда же он передает его
преемнику. Я тоже когда-нибудь так поступлю, но еще не время.
— Вы поете вместе с музыкантами, например, участвуете в перфомансе с
Германом Виноградовым, на театральных подмостках. Разве это не
противоречит самой сути шаманизма?
— Очищать людей можно не только ритуалами, но и искусством. Я пою алгыши
— ритуальные гимны, выступаю в роли сказителя. Причем выступаю только с
теми артистами, музыка которых мне нравится. Как-то после нашего
выступления ко мне подошла женщина и сказала: «От ваших гимнов у меня
полдня был понос». Она была такая счастливая! Она давно этого хотела.
Женщина страдала запорами.
Бубен
Бубен играет первостепенную роль в шаманских церемониях. Он необходим
для осуществления сеанса потому, что уносит шамана в «Середину Мира»,
позволяет ему летать в пространстве, призывает и «пленяет» духов.
Наконец, гудение бубна позволяет шаману сосредоточиться и войти в экстаз
или измененное состояние сознания. Легенда гласит, что священное дерево
(часто это береза), из которого сделан обод бубна, является составляющей
Космического Древа, великого Древа Мира, и потому шаман, ударяя в бубен,
магически переносится к этому древу, древу жизни, познания, и оттуда уже
может путешествовать вверх к миру божественному или в Нижний мир, мир
мертвых, чтобы встречаться с душами предков, вести охоту за силой и
духами. У сибирских шаманов есть также свои личные деревья, которые
являются не чем иным, как прототипом Космического Древа; некоторые
используют также «перевернутые деревья», то есть установленные корнями
вверх, которые, как известно, относятся к наиболее архаическим символам
Древа Мира.
Выбор древесины, из которой делается обод бубна, зависит исключительно
от духов. Алтайский шаман получает от хранителей указания относительно
леса и места, где растет то дерево, и посылает своих помощников, чтобы
они его нашли и добыли из него древесину на бубен. В других регионах
шаман сам собирает все щепки дерева. В некоторых местах дереву
приносятся жертвы — его смазывают кровью и водкой. Практикуют также
«оживление бубна, окропляя обруч спиртным. У якутов рекомендуется
выбирать дерево, в которое ударила молния.
Когда бубен сделан, его «оживляют». Когда алтайский шаман окропляет его
пивом, обруч через посредничество шамана рассказывает о том, как дерево,
из которого он происходит, росло в лесу, как его срубили, принесли в
деревню и т. д. Затем шаман окропляет кожу бубна, которая также,
«оживая», рассказывает о своем прошлом. Голосом шамана животное
повествует о своем рождении, своих родителях, детстве и всей своей
жизни, вплоть до момента, когда оно было убито охотником. Заканчивает
оно заверением в том, что окажет шаману многочисленные услуги. Это
животное, кожа которого используется для изготовления бубна, является
могущественным помощником шамана, его тотемом. Бубен обычно имеет
овальную форму; кожа у него оленья, лосиная или лошадиная. Бубен
изображает микрокосм с его тремя сферами — Небом, Землей и Преисподней —
и одновременно показывает средства, с помощью которых шаман прорывает
уровни и устанавливает связь с Верхним и Нижним мирами. Шаманы северных
племен и индейцев украшают свой ритуальный наряд шапкой из перьев орла и
других птиц. Орел, от которого добыты перья, считается священным, и
поэтому его отпускают на свободу. Дух орла, находящийся в перьях могучей
птицы, способен вызволить душу человека из плена и вернуть назад в тело.
Если у шамана крадут бубен, он теряет силу или даже собственную душу,
так крепко связан шаман с этим загадочным инструментом. Кроме бубна у
шаманов имеется множество инструментов для вхождения в транс. Например,
с помощью варгана можно путешествовать в Нижний мир, а флейта ведет к
Небу.
|