●
Ольхонский шаман нашел в Америке своих братьев
Для ольхонского шамана Валентина Хагдаева приглашение посетить
Америку стало полной неожиданностью. Дело в том, что десятилетие, с
2002-го по 2012 год, было объявлено ООН десятилетием прав коренных
народов. И в рамках этого события гуманитарный фонд "Священная земля"
(президент Билл Пфайффер) решил организовать культурный обмен между
коренными народами России и США.
Некоторые буряты, живущие в Америке, были знакомы с ольхонским шаманом.
Так, волей случая или судьбы, Хагдаев оказался в Новом Свете. Кроме него
с российской стороны были приглашены два представителя Алтайского края —
Данил и Чагат, тоже приверженцы шаманизма.
Гости из России объездили девять американских штатов (Колорадо, Юта,
Аризона, Техас, Нью-Мексико, Нью-Хемпшир, Вермонт, Массачусетс,
Нью-Йорк) и встретились с представителями племен и народностей навахо,
апачи, пуэбло, копи, акома, атапаски, клинкет, чероки, могикане,
вапиноко, абинаки.
Встречи проходили в форме конференций и дискуссий, а основные проблемы,
о которых говорили коренные народы, — это утрата языка, религиозных
традиций, истории и культуры.
Некурящий шаман
выкурил трубку мира
Сначала индейцы встретили гостей недружелюбно: приняли за федералов. Но
когда они узнали, что это за люди и с какой целью приехали, доверили им
самое сокровенное — пригласили на свои обряды.
Некурящий Хагдаев выкурил с индейцами трубку мира. А одна 90-летняя
старуха сказала: "Сколько себя помню, еще ни разу человек с другой
стороны земли не приходил к нам".
Валентин Владимирович исполнял с индейцами их ритуалы, а затем они
проделывали вслед за ним все то, что обычно использует в своих обрядах
ольхонский шаман.
Однажды во время ночного ритуала индейцы обратились к Хагдаеву: "Пусть
наш брат с той стороны земли исполнит древнюю песню!"
Но не только песней поделился с братьями ольхонский шаман. Он познакомил
индейцев с бурятскими легендами и сказаниями, в том числе с эпосом "Гэсэр".
А как-то раз шаману довелось провести своеобразный урок в школе, и он
рассказал маленьким индейцам о наших краях: "Я пришел с той стороны
света, где плевок, не достигая земли, превращается в лед, а Байкал — это
озеро, которое зимой покрывается льдом, по нему ездят на машинах".
Дети слушали Хагдаева (через переводчика, разумеется) как завороженные,
хотя обычно дисциплина в школе страдает.
Родина индейцев —
Восточная Сибирь
Во время общения со своими братьями ольхонский шаман понял, что они
исповедуют одну и ту же религию — у индейцев тоже существует культ
предков, земли, природы.
— Есть утвердившаяся научная гипотеза о происхождении некоторых
индейских племен как выходцев из глубин Центральной Азии — Тибета,
Монголии, Восточной Сибири, —говорит Хагдаев. — Древние племена, уходя
от наступающей пустыни Гоби вслед за табунами диких лошадей, лосей и
других животных, прошли через Берингов пролив на Аляску — в то время
уровень океана был ниже. Так постепенно заселялся американский
континент.
В постоянных беседах с братьями ольхонский шаман все более и более
убеждался в истинности этой гипотезы и находил в лицах индейцев огромное
сходство с лицами коренных народов Восточной Сибири.
И проблемы, о которых многие часы говорили представители двух разных
народов, оказались абсолютно идентичны.
— Поколение 30—40-летних нынешних бурят владеет своим языком только на
бытовом уровне — стихи, легенду полностью на бурятском языке рассказать
они не могут, — говорит Хагдаев. — Дети нынешних 30—40-летних бурят
будут немного понимать по-бурятски, но говорить уже не смогут. А их
внуки и правнуки уже не смогут ни говорить на родном языке, ни понимать
его.
Народы США тоже столкнулись с такой проблемой. Однако там она уже
решается. Конгресс и правительство США профинансировали строительство 35
национальных индейских колледжей и свыше 200 национальных школ.
Например, в племени навахо дети изучают родной язык с ясельного возраста
и до пятого класса школы. Кроме того, там существуют фильмы, мультфильмы
и различные передачи на языке навахо.
В Америке были
города лилипутов
Посещение Чако-каньона стало для Хагдаева великим потрясением. Он увидел
останки древних городов-обсерваторий, где двери переходов имеют один
метр в высоту и 30 сантиметров в ширину. Это были города лилипутов,
загадочного народа анасцайзи.
— Возможно, анасцайзи были жрецами — хранителями мудрости и знаний, а
соседние племена их слушались, — рассказывает ольхонский шаман. — Их
общество было построено по принципу муравьев — у каждого были свои
конкретные обязанности, но лидера как такового не имелось. Все сложные
вопросы решал совет мудрых старейшин. Они умело использовали солнечные
лучи для тепла и освещения, применяя кристаллы различных форм. Они
вывели точные астрономические и математические расчеты и формулы, были
знакомы с узелковым письмом, многое знали о нашей Галактике. Говорят, по
своим знаниям, мудрости и культуре они могли сравниться с древними
толтеками, инками, ацтеками и майя. И даже в отдельных моментах
превосходили их, ибо им было знакомо понятие "телепортация", то есть они
двигали огромные камни силой коллективной концентрации мысли в одном
направлении. Они чувствовали биоритмы земли, но полностью разгадать
явления природы невозможно. Наступило время природных катаклизмов, с юга
пришла засуха, реки иссохли и плодородные долины превратились в пустыни.
Люди-лилипуты ушли, оставив свои города, и разбрелись по всему свету.
Музей в Еланцах
пополнился американской коллекцией
Из своей поездки в Америку ольхонский шаман привез множество подарков:
трубку мира, сетку сновидений, заячью шкура, различные травы,
используемые индейцами в своих ритуалах, кукурузу — священный злак
племени навахо.
Все это сейчас находится в Еланцинском историко-краеведческом музее,
директором которого является Валентин Хагдаев.
Но кое-что Валентин Владимирович оставил и себе лично. На кепке, которую
носит шаман, красуется серебряный орел — знак индейцев племени навахо.
Теперь шаман думает пригласить братьев с той стороны земли к нам в
Сибирь. Он мечтает, чтобы индейцы увидели Ердынские игры, которые будут
проходить летом.
А еще Хагдаев собирается посадить в своем огороде подаренную братьями
кукурузу, только не знает, что из этой затеи получится.
Что же касается проблем коренных народов, то они, по мнению ольхонского
шамана, вполне решаемы.
— Нам нужно не плестись в хвосте цивилизации, а идти в авангарде, —
говорит Валентин Владимирович. — История, культура и язык каждого народа
— это великая ценность для всего человечества. Как степь не должна быть
только из одних лишь желтых цветов, а должна быть богатой разными
цветами и сочными травами, так и в многообразии культур и языков —
богатство всего человечества.
P.S. Валентин Хагдаев
выражает огромную благодарность всем, кто помог ему побывать в Америке и
найти своих братьев.
|