●
Шаманы открыли дорогу Тункинскому району
На прошлой неделе в Тункинском районе Бурятии прошла международная
научно-практическая конференция "Культурные связи Древней Сибири и
Америки: проблемы, исследования, гипотезы", организованная ВСГАКИ,
администрацией Тункинского района, обществом шаманов Бурятии "Боо Мургэл"
и республиканским комитетом по делам национальностей и связям с
общественными религиозными объединениями.
В рамках конференции шаманы Монголии и Тунки провели свои обряды с целью
"открыть дорогу" всем благим начинаниям района. Тункинский шаман из рода
Дархат-монголов Санжа Хабарков провел обряд поклонения "Буха-Ноён-хэбтэшэ".
Им была продемонстрирована локальная форма шаманизма, модель, присущая
традициям племен тункинской долины. На берегу Байкала участникам
мероприятия продемонстрировали свои удивительные традиции и шаманы из
Монголии.
Если шаманы Тунки общались с хозяевами своих величественных
гор степенно и осторожно, то камлания монгольских зааринов и удаганов
отличались стремительностью и экспрессией. Удивительное по красоте и
эмоциональному настрою камлание заарина Бальчир из Улан-Батора покорила
всех присутствующих и не оставила ни у кого никаких сомнений, что
духи-онгоны на какое-то время вселись в него.
Шаманы как реликты, в их камланиях сохранились древнейшие языки, , от
предков им генетически передаются формулы призывания, и таким образом
эти традиции сохраняются до сегодняшнего дня.
Ученые отмечают, что у индейских шаманов из племени Навахо, побывавших в
прошлом году в Тунке, есть некоторые мифологические сюжеты, сходные с
бурятскими. Тема этнокультурного взаимодействия народов становится все
актуальней, потому что человечество едино в своих корнях. Любой народ
состоит из компонентов, которые имеют разные корни, истоки и
происхождения. Проблема связи Сибири и Америки — это проблема очень
давняя. Связь существовала — это научная истина, которая признана всеми.
Культура Америки каменного века пришла из Сибири. Американские
ученые одонтологи определили, что зубы у определенных индейских групп
сопоставимы с зубами народов Сибири и Тихого океана. Также
доказательством существования древних связей является то, что в
фольклоре тофаларов Восточных Саян есть сюжет, связанный с растерзанием
орла, и такой же сюжет бытует в культуре индейцев Америки. Есть еще один
сюжет, существующий в мифологии бурят и монголов, который связан с
убиранием второго солнца. Это миф обнаружен также у народов Тихого
океана и индейцев Америки. Культуры нашего региона теснейшим образом
связаны с культурами народов Тихого океана, что прослеживается в
орнаментах, традициях ведения домашнего хозяйства.
Установление этого факта — просто сказочное приобретение для
туристической отрасли Бурятии. Тысячам туристов будет интересно своими
глазами увидеть сибирских "индейцев".
Если в прошлые годы туризм был отнюдь не главным направлением района, то
теперь на нем может экономически развиваться район, например, с помощью
своего национального парка. Нужно строить базы отдыха, создавать
экологические тропы и приучать местное население к мысли, что
туристический сервис в будущем может приносить немалые деньги. Чем лучше
будет работать национальный парк, чем более адекватно тункинская
молодежь будет вести себя по отношению к гостям района, тем большего
эффекта они достигнут. В Тунке есть красивая природа, памятники
культуры, целебные источники — все то, что будет привлекать людей.
Принцип устойчивого развития для Тунки видится в создании стабильной
туристической экологической зоны, в развитии и наращивании потенциала
национального парка, в строительстве современных гостиниц. Что-то можно
отдать частному сектору, который гораздо быстрее и лучше управляется, он
всегда найдет деньги на свое развитие.
Участники конференции были солидарны в одном: все готовы помочь
Тункинскому национальному парку подняться и достойно представиться среди
других национальных парков.
|