●
“Бадма Сэсэг” - шаманство на сцене
Открывается занавес, мы видим яркое звездное небо. Уже в следующую
минуту начинаем понимать, что таким же оно было и тысячу, и миллион лет
назад. Так велико действие старинной народной песни, сопровождавшей в
былые времена коллективное камлание. В небе частица нашей души, ведь в
минуты духовного поиска или душевного просветления мы смотрим на небо -
с восторгом, надеждой и мольбой. Этим доверительным своим началом,
участием в работе души человека и укреплении его духа оно прочно
связывает между собой поколения всех живущих на земле.
Но более всего звездное небо на театрализованном концерте “Ода
Матери-Лебеди” театра танца “Бадма Сэсэг” притягивает к себе своим
магическим началом. Опять же благодаря музыке (обработка народных
мелодий композитора Наранбаатора) и сценическому действу мы ясно
начинаем себе представлять его не безликой, хотя и яркой, реальностью, а
местом обитания духов и богов. На первом плане - фигура шамана
(заслуженный работник культуры Бурятии Сергей Раднаев). В руках у него
бубен (хэсэ) с колотушкой. Ритмичные удары в него он перемежает с
быстрой тряской колокольчика (хонхо), увешанного разноцветными лентами.
На поясе у него связка шкурок (хушуун) девяти разных зверей, там же
поблескивает подвязанное металлическое зеркало (толи). Из-за правого
плеча видны торчащие редкими концами кверху “конские” трости (морин
hорьбо). Должно быть, он хабатай боо, то есть шаман , обладающий умением
творить чудеса. Ибо только имеющий дар волшебства может взяться вызывать
дух тотема, духа-покровителя. Как всегда, помогают ему в этом темная
звездная ночь и молодые, чистые помыслом люди.
Девять девушек и столько же юношей хором поют призывную песню,
обращенную к духу Матери-Лебеди: “А-а hэй! Хун-хан-шубуун, ерныл-яанал!”.
На них белые одежды, что говорит о чистоте их нравов и душ. Молодые люди
помогают шаману в путешествии по Нижнему, Среднему и Верхнему мирам
(такая модель макрокосма относится к эпохе верхнего палеолита Сибири), о
чем мы узнаем из их песни.
Все быстрее и интенсивней становятся движения шамана , громче - звуки
бубна, прочувствованнее и призывнее - мелодия бурятской песни. Так
усиливается магия шамана . И когда все берутся за руки, их энергия,
наконец, концентрируется, и в ночном небе среди горящих звезд,
появляется Она, пока лишь видение...
Но частица духа Матери-Лебеди уже вселилась в юношей и девушек. Они
впадают в транс и тем самым увеличивают эффект ритуала. Охваченные
восторгом от увиденного и чудодейственными силами шамана молодые люди
начинают танцевать рядом с девушками лебединый танец. Появляется народ,
он поет и танцует ехор. В зависимости от местности меняется колорит
женских нарядов и что еще интереснее - различаются между собой ехорные
напевы и движения. Плотной стеной танцует народ. Их руки, согнутые в
локтях, переплетаются между собой по кругу. Вот исполняется
темпераментный ехор с резкими подскоками и взмахами рук иркутских бурят.
Ритм песни ускоряется. И с последними танцевальными движениями, наконец,
утраивается энергия священнодействия.
Среди потоков густого тумана в своей ослепительной белизне предстает
взору жаждущих дух Матери-Лебеди, а с нею спускаются с небес восемь ее
сестриц-лебедиц.
Несмотря на театральную условность, этот момент захватывает. Проходит
мгновение, прежде чем зрители начинают аплодировать.
Опустившись с небес к людям, Лебедь (солистка театра Надежда Плотникова)
танцует. Постановщик танцев и всего театрализованного концерта “Ода
Матери-Лебеди” художественный руководитель театра танца “Бадма Сэсэг”
Дандар Бадлуев очень верно нашел рисунок лебединого танца,
представляющего собой интерпретацию танца народного. Грациозная поступь
красивой и нежной птицы сродни своей плавностью, неспешностью движениям
многих бурятских танцев. И в танце Матери-Лебеди мастер хореографии
Дандар Бадлуев через национальную пластику передает эту грациозность.
Как не может быть совершенно обособленного, чистого языка какого-либо
народа и всей его культуры, так и бурятские танцы не могли не вместить в
себя едва различимый аромат родственных ойратских танцев. Их характерная
пластика особенно заметна в танце Матери-Лебеди.
А затем начинается самая привлекательная и яркая часть театрализованного
концерта. Хонгодоры и хори-буряты, прославляя в своих старинных танцах и
песнях Мать-Лебедицу, вместе с тем рассказывают о жизни и работе, о
разных своих приключениях на охоте, о любви и дружбе, о явлениях
природы. И все это не только пением, но и языком танца. Замечательная
хореография, замечательные исполнители!
Костюмы артистов приближены к натуральным. Они сшиты из шелка и бархата,
отделаны парчой и кожей с мехом. Металлические украшения дополнены
настоящими кораллом и серебром. “Бадма Сэсэг” нередко дает камерные
концерты в небольших залах, в узком кругу ценителей. В таких случаях
виден каждый шов, каждая оборочка на костюмах, отделанные искусно,
по-настоящему. Один такой костюм в театре танца “Бадма Сэсэг” стоит пять
и более тысяч рублей. Увлеченный человек, Дандар Жапович Бадлуев
перелистал сотни журналов и книг, ездил в фольклорные экспедиции,
познакомился с почтенными старцами, не раз бывал в музеях, чтобы
детально изучить покрой традиционной бурятской одежды разных местностей,
в том числе одежду кочевых племен.
Конечно, это еще не предел. Этнография - наука, не терпящая торопливого,
поверхностного изучения. Это хорошо знает художественный руководитель
“Бадма Сэсэг”, имеющий в своем активе сотню костюмов народов
Юго-Восточной Азии, Индии, к созданию которых он приложил свой дар
художника, исследователя и даже швеи.
Праздник в честь Матери-Лебеди продолжается, чтобы к полудню
завершиться. Вместе с яркими лучами солнца хори-буряты и хонгодоры
простятся со своим тотемом до следующего тайлгана. Но сначала поднесут
Матери-Лебеди белый хадак, и каждый из них унесет к себе домой кусочек
освященного уголька, чтобы укрепить свой очаг. “Хун-хан-шубуун
гарбалтайбди”, - поет заслуженная артистка Бурятии Цыдып Банчикова.
Звучит лимба, ей вторит чанза, затем в разговор вступают другие
инструменты. Своими танцами и костюмами, живым пением, разнообразием
бурятских музыкальных инструментов (у театра есть свои морин хуур, хур,
чанза, лимба, ятаг, йочин, хомус, хэнгэргэ) и замечательной, просто
великолепной аранжировкой, в данном случае выполненной композиторами
Пурбо Дамирановым и Наранбаатором, своими художественными образами,
театр танца “Бадма Сэсэг”, существующий в нынешнем виде с 1997 года, не
только очаровывает - ему веришь. Как теплому летнему дождю с его
очищающим началом.
|