●
Шаманов выбирает сама природа
К шаманам саха всегда относились с нескрываемым уважением и трепетом.
Так было даже в самые суровые годы Советской власти, когда одно
упоминание, доброе слово о них могло закончиться в самом лучшем случае
партийным порицанием. Имена знаменитых шаманов, даже давно покинувших
этот мир, всегда произносились шепотом, считается, что их души и ныне
обитают на Срединной земле и влияют на нашу жизнь и здоровье.
В детстве я много раз слышал рассказы взрослых о возможностях шамана
перевоплощаться в злых и добрых духов, лесного зверя или производить
мистические вещи. Один из самых распространенных рассказов о Протасове,
обрастая в каждом улусе новыми подробностями, сохранился и до наших
дней. А чего стоит рассказ о том, как в годы гражданской войны
командирам Красного отряда было воочию продемонстрирована шаманская
сила, способная превратить зал клуба в бушующий речной поток с живыми
рыбами.
... Это было лет десять назад. Я работал тогда в молодежной газете. Мы,
трое журналистов и кинорежиссер Петр Колбасин, собиравшийся снять фильм
о шаманизме, после недолгой езды по ухабам проселочной дороги, подъехали
к стоявшему на лесной опушке небольшому дому. Колбасину рассказали, что
здесь жил человек, который мог многое рассказать о шаманах. Все, начиная
с калитки и заканчивая амбаром, было сделано и разукрашено умелыми
руками деревенского мастера. Рога сохатого, горного барана, утиные
скальпы, в общем, охотничьи трофеи были прибиты к стенам амбара и дома.
Огромный табык — воловья шкура, натянутая на раму, на живописном дереве
— эмэгэты — деревянные куклы, символизирующие этапы полета-перехода
шамана на небо, — все это напоминало атрибуты жилища настоящего шамана
или этнографический музей под открытым небом. Навстречу нам вышел из
дома старик и стал знакомиться, разговаривать. Его внешний облик был
необычен, он производил впечатление очень сильного человека. С седыми
косичками, обветренным, с рельефными морщинами, лицом, он и вправду был
похож на шамана, таинственного и загадочного. Это был хозяин дома,
которого называли Шаманом — за то, что он сумел сохранить память о
поверьях своего народа. Мы в тот день услышали и увидели «живьем»
камлание шамана. Так я впервые встретился с человеком, который если сам
и не был практикующим шаманом, но, во всяком случае, хорошо был знаком и
с обрядами, и пением шамана. А потом были и другие встречи, но эта
первая оставила неизгладимое впечатление. И мне иногда кажется, что я
слышу его хрипловатый и глухой голос, поющий о небесных силах, удары его
бубна и звон побрякушек на его шаманском костюме, каждая из которых
имеет свой тайный смысл...
Звали его — Иоаким Избеков-Уустаах.
После публикации нашего материала о нем в популярной тогда, в 1989 — 91
годах, газете «Молодежь Якутии» и передач республиканского телевидения —
началась слава Иоакима Дмитриевича Избекова как шамана. Потом в его доме
недалеко от Нижнего Бестяха побывали и американские дипломаты, и
многочисленные российские и иностранные журналисты, представители
русского андеграунда, искавшие духовные истоки в далеком северном крае,
и много-много гостей, тогда вновь открывавших Якутию.
Иоаким Избеков был в детстве кутуруксутом, то есть учеником и помощником
шамана. Но время распорядилось так, что он стал мастером сцены, народным
умельцем, художником. В то же время он сохранил в памяти то, что было
заложено во время общения с настоящим шаманом. Он запомнил на всю жизнь
песни-заклинания, песни-благословления. Он все эти годы украдкой
исполнял шаманские обряды, как он нам признался. Он был белым шаманом.
Но он не смог подняться на высшие уровни шаманского мастерства, время не
позволило. В стране царила Советская власть коммунистической партии,
сославшей, уничтожившей, расстрелявшей, по разным данным и по слухам,
ходившим среди народа, в годы военного коммунизма и первых лет Советской
власти (1919 — 1928 гг.) до нескольких сот шаманов. Борьба с шаманизмом
активно велась до середины 30-х годов. Они лишались избирательных прав,
ссылались.
К началу перестройки (1985 год) практически не было ни одного шамана,
открыто признававшегося в том, что он практикует лечение и камлание.
Только с началом потепления общественного климата многие интересующиеся
древними поверьями, и в первую очередь, люди науки ринулись на поиски
стариков, очевидцев шаманских мистерий, тех, кто сумел сохранить в
памяти шаманские обряды и даже, украдкой от властей, шаманил.
Одна из самых известных шаманов, попавшая в поле зрения исследователей
еще в советскую эпоху — эвенкийка Матрена Петровна Кульбертинова. До 45
лет она была обычной женщиной, пока не обнаружилась у нее странная
болезнь, выражавшаяся в том, что во время случавшихся у нее «припадков»
она могла запросто перебегать речки и озера, залезала на самые высокие
деревья. Она, таким образом, уходила в другой мир — общалась с духами.
Ее камлания еще в 1980 году на кинопленку снимали известная
исследовательница шаманизма Елена Новик и оператор Рижской киностудии
Андрис Слапиньш, фрагмент из их записей был использован в венгерском
фильме «Шаманизм в Евразии». В 1993 году ее камлания были зафиксированы
немецкими журналистами. А небольшое исследование текста ее камланий и
природы ее шаманизма опубликовали в 1995 году в научном сборнике
писательница и фольклорист Галина Варламова и музыковед Аиза Решетникова.
Начало научных исследований шаманизма, как системы верований якутов,
было заложено одним из основоположников якутской художественной
литературы Алексеем Елисеевичем Кулаковским — Ексекюлээх Елексеем и
этнографом, одним из самых ярчайших имен в сибирской науке первой
половины XX века Гавриилом Васильевичем Ксенофонтовым. В советское время
шаманизм изучали, в основном, на материале, собранном до 1917 года. Это
были сравнительные исследования генезиса шаманизма у разных народов или
только текстов камланий, как образцов песенного фольклора. Многие работы
были написаны с позиции атеистической пропаганды. В последние годы
систематическими исследованиями занимаются ученые из разных научных
институтов. Например, кандидат исторических наук Петр Николаевич Ильяхов
выпустил несколько работ по истории якутского шаманизма и целительства.
До 1917 года шаманы занимали особое место в якутском обществе. Они были
посредниками между миром людей и богами, знатоками древних обычаев и
поверий, могли доступно объяснить многие непонятные явления природы,
вылечить от многих болезней. Шаман — это предсказатель, прорицатель,
целитель. Вот что пишет Петр Ильяхов: «Настоящий шаман духовно руководил
своим народом от имени великого Юрюнг Айыы Тойона — светлого старца,
который живет на девятом ярусе неба. Он устанавливал связь с другими
небесными божествами, покровителями охоты, оленей, скота и т.д.,
заботился о том, чтобы у народа «не накопился» грех, чтобы народ, от
мала до велика, чтил и строго соблюдал свои традиции и обычаи».
Как становились шаманами? Великий шаман выбирал ребенка — продолжателя
своего дела, того, в которого передавалась часть его могущества. Как
правило это был мальчик и его начинали воспитывать по-особому. Он
общался с природой, с небесными Высшими силами, учился преклоняться
перед их могуществом, устанавливать связь с небесными обитателями —
божествами. Он должен был знать суровые, неписаные законы тайги.
Мы можем вслед за исследователями шаманизма утверждать, что шаманы —люди
одаренные от природы, связанные с космосом. Для многих простых людей
шаманы — представители Верхнего мира, мира духов и небесных божеств,
мира необъяснимых явлений.
Многих интересует вопрос: есть ли сегодня настоящие шаманы? В ответе на
этот вопрос никто — ни простые жители, ни ученые мужи — не могут быть
категоричными. Так как природа шаманизма, его возникновение и
существование покрыты тайной. Это то, что мы понимаем под словом —
потустороннее. Способность шаманить может проявиться в потомках шаманов
и через сто лет. Это такое явление, которое не поддается внешним
влияниям. Та же Кульбертинова, как пишут Г.Варламова и А.Решетникова,
никогда не училась, не перенимала опыт у другого действующего шамана, а
способности к перевоплощению проявились неожиданно и для нее, и для
родственников. «Сама природа выбирает», — в этом утверждении, скорее, и
есть истина. Выбирает того, кто благодаря душевным силам способен
подняться выше простого существования и овладеть способностями,
граничащими с фантастическими. И теперь, в конце XX столетия, после
стольких лет гонений и запрета шаманизма, саха уважительно относятся к
шаманам. Никто открыто не говорит о шаманах, в силу и могущество которых
действительно верят. Люди уверены: они всегда были, просто не проявляли
до поры свои способности. Ведь настоящие шаманы никогда не любили, чтобы
о них писали...
|