●
В Одинске ищут шамана
Во время открытия Бурятского культурного центра шаманить пришлось
бывшему коммунисту.
|
В праздник Белого месяца в селе Одинск Ангарского района готовились к
торжественному открытию этнокультурного бурятского центра "Тоонто" (в
переводе на русский — "малая родина"). Об открытии этого центра здесь
мечтали давно. Из 1100 человек, проживающих в селе, 900 — буряты, но
оторванность от родовых корней и земель сделала свое дело: многие стали
забывать родной язык и обычаи. Несколько лет назад в селе появились
энтузиасты, попытавшиеся возродить бурятскую культуру, и это им удалось:
открыли краеведческий музей, в школе появились фольклорные кружки, стали
преподавать родной язык. Первый Сагаалган отпраздновали еще 15 лет
назад.
Заместитель директора Одинской школы Таисья Степановна Егорова,
возглавившая этнокультурный центр, так вспоминает об этом:
— Мы даже не знали, как праздновать Сагаалган, поэтому расспрашивали
стариков. Между учителями школы разделили дворы (их 230) и начали обход.
Расспросили всех бабушек, уговорили их достать из сундуков национальные
наряды. На праздник вышло все село — пели, танцевали, устраивали между
улицами конкурсы. Одна бабушка, Надежда Александровна Тыхеева, читала
бурятскую легенду целый час, пока ее не остановили...
15-й Сагаалган и приуроченное к празднику открытие центра проходили уже
без осложнений. Но организаторы мероприятия столкнулись с неожиданной
проблемой: в селе не оказалось профессионального, точнее, потомственного
шамана...
Исполняющий обязанности шамана
Василий Николаевич Халтанов когда-то работал начальником базы
механизации в Маме. Зашел как-то в гости к своему другу редактору в
газету "Мамский горняк" и встретил блондинку Зину, зав. типографией,
ставшую его супругой. С той поры прошел 31 год. Вместе с Зинаидой
Ивановной вырастил шестерых детей. "Кто они — русские или буряты?" —
спрашивают иногда у Халтановых. "А какая разница, — отвечают супруги. —
У старшей дочери в паспорте было записано — русская, у средней —
бурятка. Сейчас в паспортах национальность не пишут..."
— С национальностью в нашем роду изначально были неясности, поскольку
его основателем был мангут (русский) , — рассказывает Василий
Николаевич. — В наших семьях до сих пор рождаются младенцы с ярко
выраженной европейской внешностью. И воспитывались мы одновременно на
двух культурах — бурятской и русской, точнее советской. Хоронили по
бурятскому обычаю — в одежде по сезону, руки вдоль тела, и в то же время
ходили на партсобрания...
Василий Николаевич и Зинаида Ивановна в прошлом оба коммунисты: он с
1959 года, она — с 1970-го. Зинаида Ивановна до сих пор хранит
партбилет.
— Придут коммунисты к власти, а я тут как тут со своим билетом, — шутит
она.
Но даже партийная дисциплина не смогла изжить древних традиций: Василий
Николаевич всегда признавал религию шаманов и пользовался их услугами
даже в советские времена, работая главным инженером совхоза. А когда в
селе умер последний потомственный шаман Павел Тунгусов, сам стал
потихоньку шаманить. Сначала дома брызгал, когда дети болели, потом
друзья стали звать. Зинаида Ивановна поняла и приняла веру мужа. Правда,
с маленькой оговоркой: "Но от партии не отказываюсь".
Приглашение освятить "Тоонто" Василий Николаевич воспринял с
двойственным чувством: с одной стороны, почетно — его признают
старейшиной (15 января в школе он отметил свое 70-летие, поздравить его
пришли сто человек), с другой стороны — ответственно. Шаманом он себя не
считает — таким как был Павел Тунгусов, у которого и отец шаманил, и
дед. Даже молитв не знает. Но отказать не смог. Сказал: "Будем считать,
что я временно исполняю обязанности шамана". Во время открытия "Тоонто"
попросил у духов удачи для всех жителей села. Бурятского языка многие не
знали, но то, о чем говорил старейшина, каждому было понятно без
перевода.
|