●
«Клятва на медвежьей голове»
В деревенский Музей природы и человека ходят... лечиться.
Существует ли шаманизм в современной Югре? Нет, не "арт-шаманизм",
примитивная профанация ритуала, не увеселительный этнографический
спектакль на свежем воздухе, который смотрят "под пиво", а настоящие
сеансы камлания как культовое явление борьбы с болезнями человека,
сформированное тысячелетиями? Когда мы затрагивали эту тему в разговорах
с аборигенами, проживающими вблизи Сургута, то на лицах хантов
зажигались иронические улыбки. Не нужно истолковывать их как знак
пренебрежения к традиционной религии. Улыбки драпировали почтительное и
очень серьезное отношение к шаманам, однако откровенничают об этом с
инородцами крайне редко и неохотно...
|
Поездку в Русскинскую, самую
многонаселенную национальную деревню Сургутского района
Ханты-Мансийского автономного округа, корреспонденту "МГ" предложила
заведующая поликлиникой Сургутской центральной клинической больницы
Марина Герман. И любезно составила компанию. Но если служебная
командировка врача-организатора диктовалась надобностью проверить
участковую амбулаторию, то объектом моего главного интереса было другое
"лечебное учреждение" - местный Музей природы и человека. В 1989 г.
жители подарили музею священную медвежью голову. С тех пор, как
утверждала молва, здесь стали происходить загадочные исцеления. Однажды
даже утраченное здоровье вернулось... к шаману. Но об этом чуть позже.
Вначале о самом сколке культурного ландшафта Сургутского Приобья в
стенах избы, что стоит на въезде в деревню.
Создан музей русским энтузиастом А.Ядрошниковым, много лет назад женившимся на хантыйке.
Отсюда глубокое знание традиций и обычаев коренных жителей. В коллекции
около 3 тыс. экспонатов, в том числе интереснейших этнографических. Вот,
например, берестяной короб с приподнятым верхом для головы -детская
люлька. Изделия из бересты у обских угров считаются полезными для
здоровья, нередко служа оберегами от дурного глаза. Прежде чем уложить
ребенка в люльку, его очень туго пеленают, и не только для того, чтобы
ручки и ножки были сомкнуты ровно. Повесив короб в лесу на дерево,
мать-охотница не должна волноваться, что дитя может выпасть. Дно
колыбели новорожденного покрывают сочные березовые стружки и высушенный
болотный мох-сфагнум. Они выполняют ту же функцию, что и магазинные
памперсы, но двухслойная гигроскопическая подстилка, которую в
незапамятные времена придумали ханты, вряд ли уступает современным
одноразовым подгузникам. Во всяком случае, по такому критерию, как
запах. Говорят, что хантыйские младенцы благоухают, как розанчики...
Вообще, стружка березы, сосны или веток рябины благодаря ее высоким
дезинфицирующим свойствам по сей день незаменима в личной гигиене
жителей отдаленных стойбищ. Ее используют в качестве полотенец,
салфеток, туалетной бумаги. Широк диапазон применения и нежного
болотного мха. В "критические дни" женщины-ханты доверяют ему больше,
чем разрекламированным прокладкам.
К экспонатам бытовой культуры народа
ханты и предметам национальных промыслов экскурсовод музея подводит
посетителей, как правило, после осмотра композиции "Схватка". Манекен
человека небольшого росточка и чучело огромного медведя в объятиях друг
друга изготовлены по достоверному случаю. Житель одного из стойбищ пошел
в лес рубить дрова, наткнулся на медведя и в неравной схватке лишился
глаза, получил множество телесных травм. Ему удалось смертельно ранить
зверя ножом, доползти до своего жилища и выжить. Но, увидев изувеченного
до неузнаваемости мужа, его жена сошла с ума. Да и сегодня при встрече
на улице с этим человеком, когда он приезжает в Русскинскую за
продуктами, деревенские жители в страхе и глубочайшем суеверном почтении
отводят глаза, как если бы перед ними возник сам косолапый хищник.
Культ
медведя, которого ханты всегда называли сыном небесного бога Нуми-Торума
и своим старшим братом, ничуть не ослабел в наши дни. Обские угры
считают, что лесной великан запросто может превратиться в человека,
например в своего обидчика, если его ранить или убить. И уж безусловно,
медведь способен понимать человеческую речь. Поэтому так распространена
иносказательность в обращении хантов к выставленной в музее голове
тотемного животного. "Мой добрый хозяин", "могучий богатырь", "когтистый
мужчина" – эти и другие слова нередко шепчут в тиши музейного зала люди,
пришедшие сюда за здоровьем. Нам, нагрянувшим в неурочный час, не
повезло услышать и увидеть молящихся. Сгладить досаду постаралась
экскурсовод Ольга Савина. Вот о чем она рассказала. Как в каждой
христианской семье есть иконы, так и семьи хантов-язычников не могут
обойтись без головы медведя, через него они общаются со своим верховным
богом. Если среди близких родственников никто не убивал косолапого,
ханты мастерят деревянного идола. Медвежья голова всегда считалась
роскошным подарком. Пятнадцать лет назад жители деревни Русскинская
преподнесли такой подарок музею. Теперь место, связанное с культурой
коренного малочисленного народа, находится под защитой и
покровительством бога Нуми-Торума.
Думая так, аборигены проторили
дорожку в музей в надежде, что здесь-то их просьбы послать здоровья
членам семьи дойдут до адресата быстрее. Как происходит
"лечебно-консультативный" процесс? Рядом с головой медведя, лежащей в
"жертвенной позе" и повязанной платком, накрывается столик. Туда кладут
мелкие деньги и конфеты - очень важно задобрить божка. Потом мужчина
становится напротив священной головы и очень долго разговаривает с ней.
Женщина в этот момент исполняет ритуальный танец. Обязательна сцена
"отречения", когда глава семьи клянется медведю, что он не виновен в его
смерти. Лишь под занавес обряда задается конкретный вопрос, ради
получения ответа на который, собственно, все и затеяно. Он может
касаться прогноза болезни, скрутившей близкого родственника, даты
выздоровления, да чего угодно! .. Как только вопрос прозвучит, женщина
должна приподнять голову медведя. Если "царь сибирской тайги"
соглашается, голова становится легкой, если нет – ее и на миллиметр
нельзя оторвать. По словам нашего экскурсовода, работники музея своими
глазами наблюдали положительные и отрицательные ответы.
Потряс
сотрудников да и всю деревню случай, произошедший несколько лет назад.
Женщина-шаман, у которой "на нервной почве" отказывали ноги и она не
могла передвигаться без посторонней помощи, после трех сеансов с
медвежьей головой вдруг самостоятельно пошла. До этого же безуспешно
лечилась в нескольких неврологических клиниках. Ольга Савина уверяет,
что бывшая "пациентка" музея и сегодня чувствует себя нормально, она
одна из немногих практикующих нынче шаманов Югры. Кто эта
счастливица-чародейка из были? Как ее зовут? Живет в Русскинской или
далеко от этой деревни? Нам не сказали, не захотели сказать. Самобытная
сакральная сторона жизни хантов не вчера надежно укрылась от
постороннего, подчас чрезмерного любопытства и насмешливой праздности.
Согласно еще древнему поверью, шаманский дар можно навсегда потерять,
если о нем узнает слишком много людей. И так ли уж обязательно
докапываться до истины – где кончается правда, а где начинается вымысел
в историях об исцелениях при помощи медвежьей головы?
Сказка, легенда в
сознании ханты тождественны самой жизни. Ведь недаром старые жители
деревни Русскинской в разговоре с нами произносили: "Если нашей сказке
продолжаться...". Что означало: если будем живы. Вряд ли нужно постигать
глубинную суть реликтовых ритуалов, символизирующих духовную память
народа, "ветхие заветы" его богов.
...У хантов принято загадать желание
и сразу дотронуться до носа медведя. Потеплел черный "пятачок" – суждено
вашему желанию сбыться, нащупали пальцем ледышку – не взыщите. Не
мудрствуя лукаво, я "заказал" на девять часов вечера летную погоду. За
окном начиналась метель, а мне не улыбалось по метеоусловиям застрять в
сургутском аэропорту, куда еще, впрочем, предстояло добраться.
Подтрунивая над собой, прикоснулся к нужному месту бесценного музейного
экспоната и... тотчас обжегся! Надо ли продолжать, что очень скоро
вокруг распогодилось и мой самолет вылетел точно по расписанию? Хотите –
верьте...
|