●
Легенды Байтогского улуса
В один из летних дней 2003 года в байтогском Доме культуры (Эхирит-Булагатский
район Усть-Ордынского Бурятского автономного округа) проходило
странное мероприятие: старейшины села пытались убедить приезжего майора,
руководителя группы дельтапланеристов, в том, что со священной горы Байтог нельзя совершать полеты. Хозяин горы (эжин) будет разгневан и
пошлет засуху. Местные мальчишки-мотоциклисты и без того уже нашкодили,
катаясь по священным местам. Результат этого — хилые сенокосы. У соседей
трава в рост идет, а в Байтоге жухнет и жухнет. "Пожалейте вы нас, —
просили старцы, — и себя тоже. Неуважение к святому до добра не
доведет".
Присланный святыми
Среди тех, кто в этот день апеллировал к сознанию майора, находился и
местный шаман Георгий Васильевич Басхаев, уроженец Байтога, ведущий свой
род от Баргу-Баатора, жившего за тысячу лет до Чингисхана. Большую часть
своей жизни Басхаев провел вне родных пенатов. Имея два высших
образования, много лет преподавал физику в школе, но под старость вдруг
почувствовал непреодолимую тягу к родным местам. Однажды ему приснился
сон, будто он попал в царство мертвых: "Я никого не узнаю, ни с кем не
разговариваю, но чувствую, что от меня что-то требуется. Потом явились
святые и приказали мне ехать на родину". На языке шамана это называется
"святые гоняли".
16 лет назад Басхаев вернулся в Байтог и стал помаленьку шаманить.
Посвященным он не был, но, посетив великого шамана, услышал то, что
давно знал о себе: "Ты родился шаманом". Александр Дашинович Алтаев,
двоюродный брат Басхаева, рассказывает такую историю: "В нынешнем году
перед родительским днем на нашем кладбище случился пожар. Я пошел за
водой и вижу — горит, бросил все и побежал к брату. Он достал водку,
что-то пошептал, брызнул, и — вот чудо! — огонь на кладбище тут же
затух".
За те годы, что Басхаев странствовал, в Байтоге многое изменилось. На
священной горе Байтог побывали вандалы, они разрушили древние
Курыканские писаницы, на другой священной горе — Утааха-хада — исчезла
реликтовая лиственница, в дупле которой, согласно преданию, был
запечатан прах стариков-шаманов, научивших основателя Байтога Буру
проводить тайлаганы. Уезжал — лиственница была, приехал — нет ее. Слава
богам, не забыты предания и легенды — записываются, передаются из уст в
уста.
Легенда о Хадалае
Легенда о Хадалае — одна из самых известных в племени эхиритов. Хадалай,
сын Хоргохона, был силен и меток. Один раз на охоте на него напал эвенк,
желавший отобрать добычу. Эвенк спрятался за большой лиственницей и
выстрелил в Хадалая. Стрела попала в луку седла и отскочила. Не
ожидавший нападения Хадалай сошел с лошади и стал осматриваться. Заметив
эвенка, он вытащил свою лучшую стрелу, выстрелил в лиственницу. Та
прошила дерево насквозь и ранила противника в руку. Вторая стрела
угодила эвенку в грудь, сразив того насмерть. Равных Хадалаю не было не
только в бою, но и в мирных состязаниях. За победу в стрельбе
соплеменники устроили чествование Хадалая. Подняли на руки и по солнцу
обнесли вокруг табора охотников, хвалили, пели в честь него песни. В
борьбе Хадалай победил 20 человек, используя свой знаменитый прием тахим
сохихо. За это ему дали звание силача — бухэ. Отличился и на скачках —
первой к финишу пришла его лысая каурка...
Основатель Байтога
Приехав в Байтог, Георгий Басхаев первым делом посетил свою родовую
барсу — Баруум бурши Барса, расположенную при въезде в село со стороны
Гахан. По одной из легенд, именно на этом месте произошла встреча
основателя села Бура с шаманами. Бура был одним из семи сыновей богатыря
Хадалая, имел много земель от Качуга до Эхирита и был умелым охотником.
В поиске новых земель однажды он оказался неподалеку от горы Байтог
(богатая гора) и был очарован красотами местной природы.
М.Хантаева в 1990 году так записала это предание со слов старейшин:
"Кругом горы, просторная долина, посередине течет речка Куда. Солнце
закатывается. Бура вмиг выстрелил в изюбря, зажарил на вертелах, наелся,
лег спать. Наступило утро. Бура любуется природой, наслаждаясь утренним
воздухом. Вдруг на горе Усоохэй видит клубы дыма. Бура удивляется: кто
мог ночью приехать и занять его земли? Седлает коня, берет лук и скачет
по направлению к незваным гостям. Подъехал к войлочной юрте и стал
кричать: "Как вы смеете без моего ведома жить на моей земле?" На крик
вышли седовласые старик и старуха, стали просить и умолять, чтобы
богатырь их не трогал, что им жить осталось недолго и приехали они из
далека, спасаясь от преследований лам. Бура немного смягчился, понял,
что перед ним шаманы и попросил совета о ниспослании детей, поскольку
имел только одного сына. Старики посоветовали ему провести тайлаган
(жертвоприношение) хозяину горы Байтог, что Бура и сделал. Вскоре один
за другим у него начали рождаться сыновья — всего восемь человек".
Так гора Байтог стала священным местом для многих потомков Эхиритов.
Тайлаганы стали совершаться каждый год. Иногда в жертву приносилось до
90 лошадей и бесчисленное множество баранов, а поклониться местной
святыни приезжали сотни людей из самых дальних мест — отовсюду, где ныне
живут потомки Буры. От старшего его сына, Абхая, произошел Абхайский
улус. Часть его потомком живут в Байтоге и Гаханах. Потомки второго сына
Буры, Алага, поселились по соседству. Третьего сына Буры звали Ахайдаем,
его наследники осели в Харанутском улусе, в верховье реки Куды. Потомки
Хингаета, четвертого сына Буры, — в Хутском улусе, пятого, Хантая — в
Обхойском улусе, недалеко от Байкала. Шестого сына Буры звали Минганом,
и его дети поселились в улусе Минган Байтогский. Это поселение славилось
богатыми скотоводами и мудрыми сказителями. От седьмого сына Буры, Гала,
произошла часть Байтогского улуса, север которого заселили потомки
Тиймэра, восьмого сына Буры.
Булюуевский род
В состав нынешнего Байтога входит и бывший улус Булюуй. Назван он так по
имени предполагаемого сына Хадалая — более достоверными считаются версии
о другом отцовстве. У самого Булюуйя было два сына — Хуриган и Ярбанхай.
Последний прославился тем, что ездил с жалобой на притеснения воевод и
атаманов к самому Петру Великому. Царь выслушал Ярбанхая и дал ему указ
о неприкосновенности, серебряный кортик и каменную печать. На обратном
пути — в Тобольске — Ярбанхай умер. Звание свое, царский указ и кортик
он завещал брату Хуригану. Администрация города выслала специального
курьера, который разыскал Хуригана и передал тому завещанное. По одной
из легенд, указ и кортик у Хуригана обманом выманил сосед, благодаря
этому его потомки стали родовыми начальниками. По другой — указ оказался
у Тураахая, сына Хуригана, который якобы успел снять копию с подлинника,
и его дети тоже встали во главе родов. Начальниками рода могли стать
только дети нойенов и людей, отмеченных царской милостью.
Так среди бурят зарождались своеобразные династии по должностям —
родовых шуменег, зайсанов, засулов и тайшей.
Хабсаргей и коновязь
Окрестности Байтога изобилуют барисанами, где всяк проезжающий должен
воздать должное хозяину места. Одно из них — Хабсаргей. По соседству
раскинулось поле, за ним река, еще дальше — горы. Людмила Георгиевна
Хансахаева, директор местного музея и учитель, вспоминает, как ее отец
Егор Анхеевич Маланов, местный шаман, возил сюда на заклание баранов.
Жертвоприношения совершались по разным причинам — будь то засуха,
рождение ребенка или простое желание молившихся быть удачливыми в делах.
Барса "коновязь" перед Байтогом носит имя великого шамана Айхая,
обладавшего особой силой и умевшего, говорят, излечивать страшные недуги
и вызывать дождь или молнии (Георгий Васильевич Басхаев утверждает, что
подобное может сделать любой серьезный шаман). Сила шамана в той или
иной степени передается его потомкам. В Байтоге сейчас живет сын Айхая —
Архип. Отцовским делом не занимается, но, если кто-то его обидит,
немедленно следует наказание. Из дома у Архипа однажды украли флягу.
Тех, кто это сделал, Архип ругал, и вскоре его обидчики покинули село.
|