●
Паломничество на Торум-Яган
Шаман Василий на первый взгляд ничем не отличался от других ханты.
Старенькая синяя малица, поношенные кисы, взлохмаченные капюшоном
волосы, только хромота, признак «избранности духами», говорила о его
необычности.
Паломники
«С утра будь пораньше готова, надо всех вовремя собрать, а то бывает,
что ханты приезжает из лесу и начинает «отдыхать» так, что обо всем
забывает. Что тут поделаешь» - вздохнул Василий. Увы, он оказался прав,
утром из десяти человек к вертолетной площадке пришла половина,
жертвенный олень тоже «не дошел». Став свидетелем таких сборов, я
поразилась тому, что даже женщины начинают утро с рюмки водки. «Ты не
думай, в лесу ханты совсем не пьют, некогда. Только когда в деревню
приезжают к родственникам, но тут уже не удержишь».
На вертолетной площадке собрались мужчины разного возраста в
разноцветных малицах с небольшими спортивными сумками или рюкзаками.
Один при мне переложил вещи в сумке поудобнее, там оказались только
буханки хлеба и бутылки водки.
Пролетели…
Вертолета нет. Шаман и еще двое ушли звонить. Через полчаса вернулся
шаман и сказал, что нефтяники не дали вертолет в праздники, пришлют
только после десятого января, когда особая надобность в нем уже отпадет.
Ханты обиделись, возмущенно заговорили о том, что вертолет заказывали
еще в ноябре, и нефтяники могли бы с уважением отнестись к их
религиозным обычаям. А я расстроилась еще больше, побывать с шаманом в
святых местах, такой шанс выпадает редко. «Не переживай, женщин в
священный лабаз все равно не пускают, на духов смотреть им запрещено. Я
тебе и так расскажу и покажу, что можно» - успокоил меня шаман.
Медведь, брат мой
В качестве утешения, шаман повел меня в местный музей, брата показать.
«Я ведь из рода медведя и Он мой ближайший родич». Там Василий подошел к
чучелу косолапого и я сделала пару удивительных снимков. «То, что Дарвин
говорил о происхождении человека от обезьяны, сказка, - говорит шаман. –
У нас есть своя сказка о происхождении от медведя». У «лесного народа»
родители обидели маленькую девочку, она убежала от них и превратилась в
ягоду, бруснику. Ягода поспела и её съела медведица. Охотники зимой
пришли ее добыть, слышат, а в берлоге еще кто-то шевелится. Увидели
маленькую девочку, взяли ее с собой, вырастили, замуж отдали, у нее дети
родились, люди-медведи. Вот от них и пошел такой род, который специально
на медведя не охотится. А священный зверь приходит в гости «сам» и
разрешает «себя стрелять».
«Всего раз ко мне медведь «в гости» просился, когда я еще молодой был» -
говорит Василий. - Весной из Сургута домой возвращался, а «брат Мишка»
всю дорогу со мной брел. Но я тогда без ружья шел, страшно было. На
болотном островке я костерок развел, стал ругать его, ты брат мне, зачем
пугаешь? Прибежал домой, собак с привязи спустил, ружье пулями зарядил,
отхлебнул из бутылки, сел на пороге и говорю ему, если так сильно в
гости, хочешь, то давай иди! Я готов! Не пришел, передумал видно».
Обряд на Тромагане
Прихватив гостинцы для «Сидящей» мы при свете дня отправились на окраину
деревни на берег Тромагана. «По-хантыйски это звучит Торум-яган, речка
Торума, Верховного бога» - пояснил Василий. Там, возле каменистого
переката на другом берегу находится священное место, где можно говорить
с духами и дарить гостинцы.
Мы вышли на середину реки, шаман попросил меня отойти в сторонку.
Разгреб снег кружком, развернул ткань, оторвал небольшой кусок и передал
мне. – «Держи, это тебе на удачу». – Ткань раскинул на снегу и воткнул в
центр открытую бутылку со спиртным. Затем запрокинул голову вверх,
раскатисто и зычно закричал – «Торум!!!» - и стал по-хантыйски напевать
молитву, которая эхом отдавалось в лесу. В промежутках между пением
шаман часто-часто кланялся в сторону опушки и поворачивался вокруг своей
оси. Потом Василий взял бутылку, отпил глоток и дал отпить мне, снял
ткань со снега и воткнул бутылку назад. – «Сейчас я пойду в лес и
привяжу ткань на дерево для «Сидящей». Тебе туда нельзя, это делают
только мужчины. Стой тут, можешь пока поговорить с местными духами,
помолиться, как умеешь, и попросить чего нужно. Ведь «Сидящая» для
русских, это Богородица».
– Василий ушел в лес, а я осталась на середине реки. Засыпанная снегом
пойма и посеребренная морозом тайга сами по себе настраивают на
мистический лад, а песня шамана еще добавляет мурашек между лопатками.
Вернувшись назад, Василий отпил из бутылки, обошел вокруг расчищенного
места по ходу солнца, дал мне отпить еще глоток и велел также обойти
кругом посолонь. Потом мы вместе несколько раз поклонились в сторону
леса, повернулись и пошли прочь не оглядываясь. То, ради чего я так
стремилась в тайгу, свершилось...
Конечно, возле священного лабаза под звуки бубна обряд был бы очень
зрелищным. Однако шаман сказал, что «это все неважно, с духами можно
говорить где угодно, лишь бы никто не мешал».
Комментарий:
Олег Кардаш, историк, археолог НПО «Северная археология»:
- Безусловно, есть среди них люди с неординарными способностями, но на
одного целителя-шамана - десять шарлатанов. Говоря о шаманах, надо
понимать истоки явления. Аборигены Югры находятся на той стадии
разложения первобытного общества, когда идет разделение на военное
управление, судебную власть и религиозный культ. На севере из-за низкой
численности населения вся власть рода была сосредоточена на одном
человеке, вожде или шамане. После колонизации Сибири, функции судебной и
военной власти аборигенов исчезли за ненадобностью, а местной элите
осталась только духовная власть или шаманизм. Чаще всего, шаманы – это
потомки вождей, утративших былую власть и сохранивших влияние на членов
рода или общины с помощью жреческих функций. Способности
психологического воздействия шамана на членов общины развивались и
передавались по наследству. Люди, обладающие высоким биоэнергетическим
потенциалом или харизмой, существуют в любом обществе. Многие шаманы
действительно обладают неординарными целительскими способностями, но
чудес им приписывают еще больше.
Только факты:
Начиная с 30-х годов ХХ века, в Сибирь отправлялись карательные
экспедиции для искоренения всех религиозных культов. Святилища и идолы
сжигались, шаманов арестовывали, сажали в тюрьму и расстреливали.
Поэтому при советской власти аборигены скрывали все факты жреческих
обрядов и неординарные способности шаманов. Многие старожилы помнят
Казымский бунт пяков, народа из самодийской группы. Устные тайные
сведения об этом восстании в 30-е годы ХХ века дошли даже до аборигенов
Заполярья. При его подавлении были уничтожены все вожди и шаманы,
возглавлявшие бунт. Оставшиеся в живых пяки разбежались во все стороны,
сменили язык, фамилии и стали называть себя ненцами, но страх остался.
Для поддержания этого страха время от времени проводились показательные
расстрелы. Так один пожилой ханты по имени Николай в середине 90-х годов
по большому секрету рассказал археологам, как последний раз в 1952 году
их сгоняли для показательного расстрела шаманов на Пим, нынешний Лянтор.
Этот страх закрепился у аборигенов в генетической памяти, и в наше
время, рассказывая о запретных событиях, они спрашивают, «а ты меня
коммунистам не сдашь?»
В советское время и в наши дни специально вопросами шаманизма историки,
археологи и этнографы Югры не занимались.
|