●
Через время не перепрыгнуть даже шаману
В Петербурге побывал тувинский шаман, мастер горлового пения Николай
Ооржак. Дал концерт, провел семинар по шаманизму, а в промежутке между
этими мероприятиями ответил на вопросы Сергея Ворохова.
|
Николай Ооржак не всегда был настоящим шаманом. Поначалу он просто
изображал шамана на сцене, участвуя в фольклорных представлениях. Потом
понял, что шаман в его исполнении получается какой-то ненатуральный.
Стал ездить по тувинским селениям, встречаться с людьми, которые
сохранили древнюю традицию.
Но в настоящего шамана Николая превратила: болезнь. Со временем после
выступлений на сцене в роли шамана его стали мучить страшные головные
боли. Чтобы избавиться от них, Николай обратился к известному тувинскому
целителю Олегу Тойдуку. Тот не только излечил недуг, но и открыл
Николаю, что шаманизм — его призвание. Какое-то время они работали
вместе, а потом Николай встал на собственный путь. Уже более пятнадцати
лет он лечит звуком. По его словам, хоомей (стиль горлового пения) в
сочетании со звуком бубна создает целостный, высший подход к человеку.
Здесь нет никаких трюков или иллюзий, есть только могущество цельного
звука.
— Шаман обычно ведет уединенный образ жизни. А вы даете концерты
совместно с джазовыми музыкантами. Разве шаманизм сочетаем с
шоу-бизнесом?
— Мне постоянно хочется выйти на такой уровень, чтобы жить в уединении.
В уединении можно черпать энергию у природы, расширять пространство
сознания. Но я пока делаю наоборот. Много езжу по миру. Даю людям
радость и через радость исцеляю. Бубен и искусство горлового пения
помогают мне очищать людей. Одновременно это мой путь познания себя.
Общение с людьми обогащает. Может, через пять-шесть лет перейду на иной
уровень. Но я не тороплюсь. Нельзя прыгать через время. Можно впасть в
опасное заблуждение.
— Почему именно джаз?
— Шаман должен действовать сам по себе. Джаз дает свободу, позволяет мне
петь свою песню, гармонично соединяясь с другими музыкантами.
— Вы проводите семинары по шаманизму, не боитесь, что воспитаете
шарлатанов?
— Я никого не учу. Я просто направляю мысли людей на то, как надо вести
себя, чтобы жить на земле без потери энергетики, без боли и страдания.
Философию и силу шаманизма может познать каждый, но ни один шаман никому
не раскроет всех своих секретов.
— Сегодня каждый, кто взял в руки бубен, может объявить себя шаманом:
— Чтобы стать шаманом, надо пройти специальный обряд. Во время инициации
происходит расширение сознания, человеку дается толчок, он получает
разрешение работать самостоятельно. Поэтому мне важно, чтобы люди знали,
что я учился у знаменитого шамана, они должны верить мне. Без веры можно
хоть сто раз ритуал проводить, человек не примет помощи.
— Во время камлания вы общаетесь с добрыми и злыми духами?
— На самом деле нет ни злой, ни доброй силы. Есть только энергетика. В
каждом из нас присутствует дух какого-то животного. Его силу можно
направить на разрушение, а можно на доброе дело.
— Говорят, у Петербурга особая энергетика. Вы ее чувствуете?
— Петербург — тяжелый город. Люди хорошие, а энергетика не очень.
Петербуржцы держатся интеллектуальной силой, но надо поднимать
духовность. Духовность — это защита от разрушения души.
— А Москва?
— В Москве еще хуже.
— Тогда где хорошо?
— В Северной Европе, например в Норвегии.
— Тувинские шаманы самые сильные?
— Нет, самые сильные шаманы — среди американских индейцев. Они больше
общаются с природными духами, с травами и растениями. У нас закон
запрещает использовать специальные напитки, поэтому наши шаманы работают
с чистым сознанием. Кроме того, в советское время традиция шаманизма
практически исчезла. Многие знания были утрачены. Мы только начинаем их
восстанавливать.
|