●
Салбыкские ворота в иные миры
В хакасской Долине царей журналисты прошли шаманский обряд очищения.
|
В Абакане пригревало солнышко, но только мы выехали за город, ливанул
такой дождь, что белый свет померк. До придорожного магазина пришлось
бежать босиком, в обуви всё равно не было никакого смысла. А в магазин
нам надо позарез - за подарками для духов: хлебом, колбасой, сметаной.
Иначе и камлать бесполезно, и невидимые существа, правящие миром, могут
обидеться.
Мы мчались по бесконечной степи, и ливень хлестал рядом, не
останавливаясь. На скользком склоне машина забуксовала, покатилась
назад. Мужчины принялись толкать её в гору, а шаман, он же Виктор
Иванович Киштеев, бывший водитель, молча осматривал окрестности. Я
подумала: ну, может, чего-нибудь нашаманит - в помощь. Но он просто
пристроился рядом с другими и стал помогать - общими усилиями автомобиль
вывезли. Чуда не случилось.
Внешне Киштеев, особенно без своего магического наряда, ничем от других
не отличается - так, обычный мужичок из толпы. Говорит мало и очень
неохотно, чаще как-то затаённо, будто про себя улыбается. Мать у него
была настоящей шаманкой, и он от неё многое перенял, но долго свои
возможности скрывал. Собственно, не он один. В советские времена, когда
шаманизм в Хакасии был практически запрещён, многие вели двойную жизнь.
Рассказывают, один парторг ночью уходил в степь и камлал. И всю жизнь
боялся, что за ним придут и расстреляют. Другой шаман по
совместительству работал главным агрономом совхоза. Но такой нагрузки
всё-таки не выдержал - и удавился.
Страшные и странные истории, пока мы ехали, рассказывал Александр
Котожеков, доцент кафедры культурологии Хакасского госуниверситета. Он
вызвался помочь провести обряд очищения в качестве рабочей силы -
развести костёр, приготовить угощение для духов, собрать и поджечь
разные травки для обкуривания. Хотя стать шаманом ему, увы, не суждено,
этот путь заказан.
- Я пытался, меня вводили в изменённое состояние, были и шаманские
путешествия, но это не значит, что я могу быть шаманом, - говорил
Александр Иванович. - Ещё в детстве у нас была игра, такая забава.
Человека заставляли дышать громко, в полную силу, а потом перетягивали
ему грудь - и он падал без чувств. А примерно через 2-3 минуты приходил
в сознание и рассказывал, что видел и слышал. Вот так, через изменённое
сознание, я летал несколько раз. И в каждом случае меня в том мире
грозно спрашивали: "Зачем ты явился?" Без цели туда не ходят, а мне было
просто интересно. Уже когда стал взрослым, отправили в подземелье,
сказали, что там лежат какие-то три предмета, которые я должен получить.
Я пошёл и увидел колодец. На дне, на глубине 200-300 метров блестела
вода свинцового цвета. Я понял, что должен туда нырнуть, но чем ближе к
воде подлетал, тем страшнее становилось - просто ужас охватывал. Я не
смог преодолеть в себе этот ужас и вернулся обратно. В другой раз
пробовал пройти дорогу шамана - все шаманы при посвящении должны её
преодолеть. Там есть говорящий и дырявый камни, а потом волосяной мост
через реку мёртвых. Для начала меня подвели к говорящему камню. Было
ощущение, похожее на описание полётов богатырей на крылатом коне в
хакасских сказаниях. Уши заложило - один сплошной свист, глаза не могу
открыть из-за мощного ветра. Мне надо войти в камень в виде юрты, но я
не нашёл дверь - кругом глухая стена. Обратился за помощью, сделал
подношение духам, молился - ничего не помогло. Я понял, что эта дорога
не моя. Я не шаман.
Сейчас, когда шаманизм, исконные традиции начали возрождаться,
оказалось, что в Хакасии не осталось ни одного посвящённого шамана.
Недавно Александр Котожеков проводил в последний путь старейшую
представительницу своего рода профессии - бабушку Сарго, но и она не
была посвящена. Других людей лечила, страждущим помогала, а сама всю
жизнь мучилась. Потому что родилась в неудачное время - в 1924 году, в
советской стране. Люди ополчились на традиционную религию, а главный дух
Адам-хан (конечно, если в него верить) отвернулся от людей.
В молодости Сарго заболела шаманской болезнью. Считается, это
происходит, когда духи сами выбирают человека с особым складом психики -
подвижным и отзывчивым. Она лежала в жару и страдала галлюцинациями. Как
правило, у таких больных случаются похожие видения. Вокруг них
собираются некие существа - у них могут быть медвежьи, волчьи или птичьи
головы. Они буквально вываривают своего подопытного, отделяют мясо от
костей. А затем кости складывают по-новому и пересчитывают.
Если находится лишняя - посвящают представителя людей в шаманы. То есть
отводят к Адам-хану, а тот назначает в помощники человеку духов. В
зависимости от возможностей, силы шамана их число может варьироваться от
одного до сорока. Сами по себе люди, даже посвящённые, не лечат, не
предсказывают, никому не помогают - только через духов. А назначенные
духи, в свою очередь, не вправе ослушаться нового хозяина.
Сегодня в Хакасии существуют, совершают обряды три типа шаманов.
Во-первых, наследственные - когда, допустим, дед передаёт сыну или внуку
своих духов - и они продолжают верно служить новым поколениям.
Во-вторых, те, кого призвали сами духи, переболевшие той самой шаманской
болезнью. Третьи - самые слабые, пытаются освоить шаманскую науку и
практику собственным умом. Они пользуются случайными, как бродячие
собаки, духами без хозяев. А неземные существа могут выполнить просьбу
или нет - у них отсутствуют какие-либо обязательства. Неошаманисты
стремятся всё-таки пройти обряд посвящения, предстать перед Адам-ханом.
Пока ничего не выходит.
А бабушку Сарго в своё время лечили и в психиатрической клинике, и у тех
же шаманов. Но от своей болезни до конца дней она так и не избавилась.
Пройти обряд посвящения ей не разрешили, а личные духи всё равно не
давали покоя. Может, и правильно - раз способна помогать другим, значит,
должна это делать. Такая судьба.
...А мы всё ехали и ехали по степи. И ливень, будто привязанный, не
отставал. Фотограф тихо нервничал: какой смысл куда-то добираться, если
все равно зальёт и камеры, и шаманские костры? Один Виктор Киштеев ни о
чём не беспокоился, сказал: "Когда приедем, дождя не будет". И был прав.
Салбыкская долина, или Долина царей встретила нас тишиной и уже
просохшей травой. В V веке до нашей эры здесь хоронили вождей. Курганы,
оставшиеся от огромного кладбища, сейчас осели, тянутся плавной, похожей
на волну, линией. А тогда, 2,5 тысячи лет назад, это были усечённые
пирамиды высотой до 32 метров - с 12-этажный дом. Наверху каждой -
площадка, где собирались поминать предков. Вокруг - вертикально стоящие
огромные камни, по их числу можно определить, сколько знатных родов
участвовало в похоронах. Чем больше, тем величественнее, богаче вождь.
Мы бродили между этими неподъёмными - 50 тонн, не меньше - камнями и
пытались представить, кто и как здесь когда-то жил. Известно, что в
одной из самых крупных гробниц покоился 72-летний старец. А рядом нашли
останки молодой женщины - видимо, жена или наложница отправилась в мир
иной за мужем. У одного из входов обнаружили ещё один скелет - скорее
всего, мужчину принесли в жертву, когда начали строить пирамиду.
Между прочим, именно отсюда начинается российская археология - в 1721
году Пётр I впервые послал в Сибирь экспедицию собирать древности. И
золотая коллекция Петра в основном была составлена благодаря здешним
курганам. Впрочем, к тому времени они уже почти опустели - были
разграблены гробокопателями или бугровщиками. В современную эпоху
удалось лишь один раз обнаружить нетронутую гробницу, а в ней - около
трёх килограммов изделий из золота. Но тот саркофаг был одним из самых
маленьких и бедных.
Долина царей открывается воротами - их символизируют два древних камня.
Для шаманов это священное место, именно здесь они чаще всего проводят
обряд очищения, как бы обновляют энергию человека. Потому что у ворот,
принято считать, идёт тектонический разлом - и происходит огромный
выброс энергии. Некоторые меж камней на восходе солнца даже огненный шар
видели. Он вдруг возникал, а потом улетал, словно инопланетная тарелка.
Наш шаман никуда не торопился - у них, а тем более в степи, это не
принято. Он долго пил чай, курил, всматривался вдаль, прислушивался к
каждому звуку. Пробежал суслик, крякнула вдруг утка, невесть откуда
взявшаяся далеко от всяких водоёмов. Что всё это значит, хорошо ли,
плохо - нам никто не объяснял. Оставалось просто наблюдать за медленным
ходом событий.
|
Виктор Иванович развёл костёр, рядом, чтобы отогреть, оживить, поставил
бубен. Дым быстро разогнал комаров, и уже это было приятно. А шаман и
его помощник всё продолжали готовиться к священнодействию. Резали на
мелкие кусочки колбасу и хлеб, бросали их то в огонь, то в степь.
Укладывали в глиняные горшочки можжевельник и чабрец. Потом траву
подожгут и будут окуривать нас, отгоняя все прошлые и будущие беды.
Обращались к духам, созывали их - то ли говорили, то ли пели на
хакасском языке, протяжно и монотонно.
Последний этап - облачение шамана. Юбка с кожаной кисеей, длинный шарф
или кушак, несколько раз обмотанный вокруг пояса, куртка со множеством
непонятных символов и наконец - головной убор, полностью закрывающий
лицо. Только что рядом стоял обычный человек - и вдруг вместо него
появился некто странный, даже опасный. Очень уверенный и сильный. Не
слушаться, не подчиняться такому невозможно.
Мы ходили вокруг костра, а бубен гремел, как набат. Сердце билось ему в
такт, кровь в венах, казалось, пульсировала в несколько раз быстрее. Дым
от курительниц застилал глаза, и в голове потихоньку мутилось. Нас
вытолкнули в ворота и приказали: "Идите куда хотите, ищите свою дорогу".
Между камнями головокружение просто накрыло, стоять было трудно -
требовалось куда-нибудь прислониться. Спасли ворота. На них, кстати, за
тысячелетия от прикосновений людей остались глубокие вмятины.
А потом ноги понесли меня прямо вперёд, в степь, на простор и свежий
ветер. Не знаю, обновилась ли моя энергетика, но дышать стало легче. А
наш молчаливый шаман остался верен себе: "Говорить я ничего не буду,
просто посмотрите сегодня ваши сны - и вы всё поймёте. В них будет три
этапа - прошлое, настоящее и будущее".
Уснуть нам удалось не скоро. Вроде бы заказанная гостиница оказалась
забитой до предела, и о нашем заказе там почему-то ничего не слышали.
Полночи мы мотались в поисках другого ночлега, а когда наконец
устроились, заснули так крепко, что никаких снов не видели. Теперь вот
волнуюсь - что бы это значило?
|