●
Три мира сибирских шаманов
Под глухие удары барабана и протяжные бурятские песни открывалась в
«Музейной студии» областного краеведческого музея выставка «Три мира
сибирских шаманов». Шаман Анатолий Ташинаев возродил в Усть-Орде обряды
древней религии, ввёл их в репертуар «Степных напевов». С шаманским
камланьем, фольклорной музыкой, знаменитым йохором выступает он со
своими коллегами по всей области, в России, за рубежом, представляя
бурятский народ, его обычаи и возрождающуюся религию.
Анатолий Ташинаев, артисты профессионального ансамбля «Степные напевы»
открыли в «Музейной студии» выставку шаманских костюмов и онгонов,
коллекция которых уникальна, подобной нет ни в одном музейном собрании
мира. Рассказывает она обо всех народах азиатской части России, от
Енисея до Тихого океана. Наибольшую ценность представляют собрания
экспонатов, отображающих жизнь коренных народов Прибайкалья - бурят,
эвенков, тофаларов.
О собрании шаманских костюмов Иркутского областного краеведческого музея
с недавних пор узнал научный мир и рядовые читатели. Заведующая сектором
отдела фондов Ольга Чернявская, проведя большую научную работу по
изучению особой формы религии, издала альбом «Шаманский костюм», в
котором рассказала об удивительном мире наиболее древней и самой
архаичной религии, через которую прошли все народы мира на определённом
этапе своего развития. В Сибири шаманизм своими корнями уходит в
каменный век, более чем в 20-тысячелетнюю древность, и в то же время он
жив и активно развивается сегодня.
История формирования коллекции началась в 1884 году с момента, когда
купец П.И. Захаров передал музею якутский шаманский костюм. В том же
году от тайши кудинских бурят Заяханова поступил шаманский набор: бубен,
халат и культовые предметы. Сегодня коллекция состоит из семнадцати
шаманских костюмов якутов, тунгусов, тофаларов, тувинцев, монголов,
юкагиров и других народов. Ценность определяется ещё и тем, что собрана
она в конце ХIХ - начале ХХ вв., когда предметы сохраняли свой
традиционный облик, несли энергетику живого, полного мистицизма, связи с
духами земли и неба, религиозного культового обряда.
Костюмы шаманов на выставке можно разглядывать целиком и фрагментарно -
отдельные детали: подвески, корону, шапки, разного вида бубны с
колотушками, трости и онгоны. Онгоны - изображения духа-хозяина
кузнечных мехов, огня, покровителя охоты.
В целом шаманский костюм - это модель окружающего человека пространства,
включая небо, землю и подземный мир.
Кроме шаманских костюмов и онгонов, на выставке представлены графические
работы Ларисы Филатовой-Лехтынаут. Она дочь шамана Эткина, родилась на
Камчатке, в Иркутске окончила художественное училище. В своих работах
автор использует сангину, соус, тушь, перо. Несмотря на локальность
цветов графики, по эмоциональному состоянию она напоминает настоящую
живопись, в которой заложено чувственное начало изображаемых предметов.
В пространственном решении картин заложены миры, из которых, по
представлению шаманизма, состоит Вселенная.
|