●
Древним барисанам грозит опасность
Жители деревень Эхирит-Булагатского района умоляют спасти их от
катастрофы, которая неминуема в случае вырубки леса.
Не так уж часто собираются сельские жители на сход - решать проблемы,
которые касаются каждого. Недавно в муниципальном образовании "Харазаргайское"
прошли сразу два таких сельских схода. Весь народ, от мала до велика,
собрался в двух деревнях: Харазаргае и Кукунутах. Под предводительством
местного главы и старейшего шамана обсуждали проблему, которая, как
казалось раньше, никогда не коснется этих сел.
Беда в том, что лес
вокруг этих деревень Эхирит-Булагатского района, который тянется почти
до Боханского и Осинского районов, был отдан в аренду иркутской фирме
почти на полвека! Непростой это лес, говорят местные жители. Здешние
места принадлежат сильным бурятским духам - покровителям многих древних
родов. И если их потревожить, то добрую половину Эхирит-Булагатского
района постигнет катастрофа.
Потомки черного жеребца
Шаманы уверяют, что от засухи, которая последует за вырубками, может
погибнуть не одна деревня. Решение на сходе было принято единогласно:
написать послание руководителям Иркутской области и Усть-Ордынского
Бурятского автономного округа с просьбой оставить священные места
местным жителям и не отдавать лес под вырубку.
Название деревни Харазаргай переводится с бурятского языка как "черный
жеребец". По легендам, которые передаются в бурятских племенах от деда к
внуку, именно черные духи всегда правили этими местами. Примерно в
пятнадцати километрах от двух деревень - Харазаргай и Кукунуты, - слитых
в одно муниципальное образование, стоят две священные горы, которые
называются Черное Сердце и Коричневое Сердце. На эти горы некогда с неба
переселились боги, которые и по сей день властвуют над природой и держат
в подчинении местный народ.
Любой местный шаман расскажет вам, что боги эти сильны и справедливы.
Они требуют уважительного отношения к природе, а взамен дают людям
хорошую погоду, чтобы вырастить отличный урожай, а также крепких
наследников, которые позаботятся об этой земле и о продолжении
бурятского рода. Две горы, куда ходят молиться и приносить жертву
старейшины этих деревень и шаманы, соединяются в одно целое. В этом
месте бьют 333 ключа, которые дают начало речке Кукунутке и питают
другие реки Эхирит-Булагатского района. Насколько реальность
соответствует этому описанию, остается неизвестным - чужим людям без
шамана, а тем более женщинам приближаться к святым местам запрещено.
- Здесь хозяйствуют Черный Дед и Черная Бабушка, - поведал нам эту
легенду житель деревни Кукунуты, старейший и самый почитаемый в этих
местах шаман Иосиф Андреевич Ятогуров. - Рассказы об этом передавали из
поколения в поколение старики, и я верю в это, как верили и они.
Хозяевам этих гор и леса мы, жители двух деревень, каждый год приносим в
жертву скот на священный праздник Тайлаган. А у нас ни много ни мало -
восемь родов! Все верят духам, все чтят святые обряды. Не верите -
спросите любого человека. Жители помнят годы засухи, когда только шаманы
могли вымолить дождь в тот же день и спасти урожай.
Совхозный шаман
Конечно, такой должности, как шаман, в коллективном хозяйстве не было -
в советские времена вообще запрещали верить подобным легендам и тем
более молиться. Однако даже не старожилы, а люди среднего возраста
помнят, что буряты-колхозники не просто верили, но и обряды продолжали
совершать на священной горе.
- Правление хозяйства, понимая, что год предстоит тяжелый, что засуха
погубит посевы и урожая не будет, втихую выделяло баранов из общего
стада и отправляло стариков совершать жертвоприношения, - рассказал нам
местный глава Виктор Болтохонов. - Я тогда был молодым, но помню, как
старейшины нашей деревни в жаркий день вязали барана и везли его в лес.
Они еще вернуться не успевали, как на поля обрушивался ливень. Самое
интересное, что дождь приходил с гор, поливал только наши поля и снова
уходил в горы. Иосиф Андреевич не раз спасал колхоз.
Таким образом, шаман при колхозе был хоть и нештатным, но самым важным
сотрудником.
- Было начало семидесятых годов, - начал рассказ Иосиф Ятогуров. - В
этих местах тогда работал Байтогский совхоз. Крупное было хозяйство,
охватывало несколько деревень. Директором был Перевалихин - имя-то уж не
припомню... Один год выдался сухим. Солнце палило, а ни одной дождинки
не упало. Вызвали тогда всех колхозников на важное собрание - решено
было пересевать поля. Я работал в нашем совхозе ветеринаром. Сижу,
значит, в правлении нашего отделения - в углу, с сумкой на коленях. Все
обсуждают пересев. А директор наш в главном правлении совхоза заседал, в
Гаханах. Звоню я ему туда и говорю: "Дай мне два барана - будет дождь".
Перевалихин хоть строгий товарищ был, но обычаи наши уважал. Выдал мне
двух баранов, правда с условием: если дождь не пойдет - вернуть совхозу
шесть голов. Сел я на мотоцикл, поехал к старожилам. Посоветовались.
Пересев - это еще одна посевная. Столько затрат! Старики говорят: "Бери
баранов - будет дождь!" Взяли пару голов, отправились в горы. Молимся
долго, к вечеру оттуда возвращаемся, смотрим - а на нас туча идет. Еще
до того как мы вернулись в деревню, дождь прошел полосой с запада, потом
обратно. И так три раза. Доехали до правления нашего отделения совхоза,
а там переполох - такой сильный ливень прошел, что грузовики в поле
застревают. Сам Перевалихин как раз в это время к нам направлялся - тоже
на своей машине в грязи увяз. А ведь не верил... Посевы пересевали все
отделения, кроме нашего, - всходы вышли на третий день после дождя.
Район погибнет от засухи
Легендарные "черные старики", которые, согласно преданию, веками правят
в этой стороне, спасают не только посевы. Им приносят жертву, вымаливая
долгожданного наследника, здоровья для больных, благополучия в своем
подсобном хозяйстве. Помогают. По крайней мере помогали до сих пор.
Недавно народ, узнав о том, что этот лес отдан в аренду частной фирме из
Иркутска аж на полвека, буквально взбунтовался. Мелкими пересудами дело
не обошлось. Население двух деревень сочинило письмо руководителям УОБАО
и Иркутской области с просьбой не отдавать лес, спасти священные места и
тем самым сберечь деревни. Шаманы и старейшины деревень утверждают, что,
если лес вырубят, барисаны будут осквернены и боги накажут людей
страшной засухой. Старожилы предвидят катастрофу, которая может
уничтожить не одну деревню в районе.
- Если эти места тронут - беда придет, - объясняет своим языком шаман. -
Лес вырубят - воды не будет. А от нашей речки питаются все остальные
реки и ручьи Эхирит-Булагатской долины. Даже своим людям запрещается
прутик отломить на священных горах - пять лет из жизни убавится.
Местные жители верят. Да и как не верить - предсказания Иосифа Ятогурова
сбывались уже не раз. В 2003 году, когда засуха поразила весь округ и
хозяйства не смогли запастись сеном для скота, коровы умирали от голода
зимой прямо в поле. Ту засуху Иосиф Андреевич предсказал еще в феврале,
до наступления весны. Он собрал родню и предостерег всех. Сказал, что
нужно молиться на Черной горе, тогда голода не будет. Собрались все
дедушки и шаманы, брызнули, а летом по 200 рублей с народа собрали, двух
коней купили - одного принесли в жертву на горе Черное Сердце, другого -
на Коричневом Сердце. После тех жертвоприношений вот уже три года эти
места не страдают от засухи и корма скоту хватает. Старейший шаман
предсказал ту засуху не просто так - ему приснился вещий сон, о котором
слышали едва ли не все жители Харазаргая и Кукунут.
Вещий сон кукунутского шамана
- Сон этот я видел четыре года назад, - рассказывал Иосиф Ятогуров. -
Началась засуха. Деревья среди лета без листвы стояли, земля почернела и
потрескалась, трава выгорела на солнце. По воздуху летела такая пыль,
что неба не было видно. Страшное было зрелище. Но люди принесли мне семь
ведер чистого золота. Я испугался, отказываюсь - дескать, мне чужого
добра не надо. А мне говорят: тебе народ поручил распорядиться на благо
всех. Пришлось согласиться. Взял золото, разложил по карманам и
отправился в лес. Не знаю для чего, но целый день по деревьям лазил и
золото прятал - в дупла, в щели. Потом вижу: яма глубокая, а в ней глаза
человеческие светятся, о помощи просят. В ту яму два ведра золота
высыпал. И что же вижу - из этой ямы ключ начал бить фонтаном, трава
вокруг зазеленела, деревья проснулись. А чей-то голос мне прошептал:
"Три года засухи не будет..." И что же? Нам ведь тогда удалось вымолить
у духов прощение. Такой страшной засухи не случилось, но я боюсь, что
сон наяву повторится. В этом году обещанный срок истекает. Три года
прошли спокойно, нынче нужно на Тайлаган коня вести. А как обряд
совершить со спокойной душой? Говорят, бригада рабочих уже заехала в
лес. Пока далеко отсюда, но ведь и до святых мест доберутся.
Местные жители не ходят на священную гору лес рубить даже для своих
нужд. Старожилы помнят и детям своим рассказывают, как пятнадцать лет
назад на лес горы Черное Сердце посягнули лесорубы. Тогда там впервые
случился пожар - лес сгорел, но людям не достался. Рассказывают, что те
мужики, которые лес валили, вскоре Богу душу отдали. Еще раньше, до
лесорубов, на святых местах грешили золотоискатели - все окрестные места
перекопали.
Однажды старейшинам бурятских родов удалось спасти лес и свои деревни.
Удастся ли снова сделать это? Письма с просьбой оставить святые места в
покое местные жители планируют отправить во все властные структуры. Что
выйдет из этой затеи, "Окружная правда" расскажет в одном из следующих
номеров.
|