●
Тайлаган или большой молебен
Около пятидесяти
шаманов из Бурятии, Читинской области и автономных округов съехались на
Ольхон, чтобы попросить у богов общего благополучия на весь год.
|
Объединительный процесс
занимает умы не только политиков, но и современных шаманов. Бурятия,
Читинская область, Агинский и Усть-Ордынские автономные округа, а также
Ольхонский район — на каждой территории одинаковые, казалось бы, обряды
проводятся по-разному. По сути, современный шаманизм, говорят участники
конференции, это смесь настоящих знаний и искренних заблуждений — очень
много было забыто и уничтожено во времена советских репрессий. Причем и
эти крупицы могут в ближайшем будущем кануть в Лету.
Собравшиеся решают — сохранившиеся знания нужно собрать и
проанализировать — лишнее отсеять, нужное донести до каждого, кто,
обращаясь к духам, помогает людям. Заниматься культурным просвещением
будет улан-удэнская религиозная организация «Тэнгэри».
От бесед земных, к делам возвышенным — идет подготовка к тайлагану.
Никогда еще на большой молебен не собиралось так много вершителей
обрядов. Они обращаются к тринадцати хатам — божествам, которые
покровительствуют бурятскому народу, с просьбой о всеобщем благополучии
на весь год.
Лица призывающих закрывают специальные шапки — с этого момента шаман
отрекается от своей личности и становится телом для чужой. Чтобы
достойно встретить великих духов, участники молебна приготовили белую
пищу, а также несколько обрядовых жертв.
Первая жертва богам — это золото, его символизирует красно-желтые
ленточки на березах. Вторая жертва — это серебро, его символизируют
ленточки бело-голубые. И третья жертва — это баран. Его мясом шаманы
будут угощать онгонов — то есть духов предков, которые откликнутся на
призыв«.
Среди гостей на молебне, в основном, иностранные туристы. Для
большинства из них церемония — не более чем яркое зрелище. Однако
помощники шаманов предупреждают — независимо от вероисповедания,
необходимо уважительно отнестись к великому духу и преклонить колени.
Иначе можно вызвать его гнев.
Божество-конь благожелательно принимает угощение из рук шаманов,
разговаривает с ними, и, выслушав все просьбы, покидает тело шамана.
После этого сразу несколько служителей культа призывают духов предков —
с ними поговорить могут уже и простые смертные, онгоны отвечают на все
самые сокровенные вопросы каждого обратившегося человека.
Баты-Монку Хаглаев, шаман: «Душа на время уходит, а дух входит, потом мы
ничего не помним — шаман без сознания. Дух входит, нашим телом временно
пользуется, разговаривает нашим языком, у него на голове шапка с глазами
— вот этими глазами он видит, мы ничего не помним, что говорили, что
делали — темнота».
Обращаться к духам шаманы продолжают до позднего вечера. Участники
молебна утверждают, что церемония прошла успешно и в ближайшем году
бурятский народ ожидает покой и благополучие. Насколько все совершенное
и обещанное реально — неизвестно. Тем не менее, именно в день тайлагана
на Ольхоне после нескольких недель засухи пошел дождь.
|