●
Родовой обряд возле священной горы
В минувшую пятницу неподалеку от Усть-Ордынского прошел один из
важнейших бурятских обрядов - племенной тайлган, собравший
представителей бурятского народа и шаманов из Эхирит-Булагатского,
Баяндаевского, Боханского и Осинского районов. Около пятидесяти шаманов
молилось в святом для бурятского народа месте, в долине реки Куды, чтобы
удача весь год сопутствовала всем живущим на этой земле, вне зависимости
от национальности и вероисповедания. Шаманы говорят, что отныне, после
долгого перерыва, племенные тайлганы будут проходить ежегодно.
|
Пятница, тринадцатое
Сама дата располагала к мистике - пятница, тринадцатое. Погода тоже не
подкачала. Еще на выезде из Иркутска дорогу заволокло. Создавалось
впечатление, что на землю одновременно пали и утренний туман, и гарь
лесных пожаров, и вечный иркутский смог. Однако стоило остановиться на
Качугском тракте на бурхане, расположенном у обочины при въезде на
территорию Усть-Орды, как на чистом, умытом ночным дождем небе
показалось яркое солнце.
Кстати, чуть позже выяснилось, что мистическая дата проведения тайлгана
оказалась совпадением - в шаманизме пятнице тринадцатого числа не
придают совершенно никакого значения, просто так выпало. Важнее было то,
что это свободный послепраздничный день накануне выходных.
Как и в прошлом году, на большой обрядовый праздник представители
бурятских родов, эхиритов и булагатов, собирались прямо на дороге - на
этот раз общий сбор назначили у ипподрома на выезде из Усть-Ордынского.
Около одиннадцати часов утра колонна, состоявшая более чем из 50
легковых и грузовых машин, обогнула святую гору Булен и съехала в долину
реки Куды. Неподалеку возвышалась еще одна святая гора бурятского народа
- Манхай.
Место было выбрано не случайно. Как рассказал глава Курсукской
администрации, председатель булагатских родовых земель Афанасий Тарнуев,
место Удыгы-Булен - это та самая местность, с которой разошлись
бурятские роды, которые сейчас живут в Эхирит-Булагатском, Баяндаевском,
Боханском и Осинском районах, это прародина бурят. Само место изначально
выбиралось бурятами для заселения так, чтобы его с трех сторон защищали
берег Куды и горы Булен и Манхай.
- Изначально бурят было мало, они заселили именно эту местность. И там,
где сегодня будут приносить в жертву коней, когда-то давно стояли печи
первых бурят, их очаг, огонь - это и есть наше родовое место, -
рассказал Афанасий Архипович. - Обряд проводится эхиритами и булагатами,
а выходцы из Осинского и Боханского районов приехали сегодня посмотреть,
как проводится обряд, а завтра (14 июня. - Прим. авт.) они будут
проводить этот же обряд у себя.
Поклонение духам предков
Тайлган - один из старейших и важнейших обрядов бурятского народа. По
степени значимости он делится на родовой и племенной. Родовые обряды, то
есть те, которые проводились одним бурятским родом, иногда даже одной
деревней, проводятся постоянно, практически ежегодно, в начале лета.
Шаманы рода выбирают святое место неподалеку от деревни, приносится в
жертву баран, люди обращаются к духам предков и просят их о защите и
покровительстве, о плодородии и хорошем приплоде скота, чтобы не было
болезней и была удача во всех делах и начинаниях.
Племенной обряд - это общий праздник всех эхиритов и булагатов, он
проводится в присутствии представителей всех родов народа, всех
деревень. В этом году на тайлган должны были приехать сорок девять
шаманов из всех эхирит-булагатских поселений. Еще шестеро приехали из
Осинского и Боханского районов. Еще до самого обряда представители
составляют списки всех семей в деревнях, от которых они приехали. Списки
потом сжигаются в обрядовом костре, и имена вместе с дымом уходят к
духам предков. В этом году в обряде приняли участие представители почти
двух с половиной тысяч дворов эхиритов и булагатов. Те, кто не смог
присутствовать лично, были перечислены в списках.
На тайлгане не допускается присутствие женщин. Если в прошлом году они
сидели у своего отдельного очага в отдалении от места проведения обряда,
то в этом году на тайлгане их не было вообще. Обряд проводили
представители Идыгинской долины.
Как рассказала секретарь шаманской общины "Сахилгаан" Галина Балюева,
племенные обряды были запрещены советской властью и не проводились с
конца двадцатых годов - первый подобный обряд прошел только в прошлом
году. Теперь шаманы решили проводить племенной тайлган ежегодно.
Со стороны обряд выглядит величественно, грозно, в этом есть что-то
первобытное. Как и много веков назад, в жертву приносят коней, и то, что
для европейского человека представляется варварством, для бурят имеет
глубокий смысл. Кони для этого народа являются священным животным, и в
знак глубочайшего уважения к духам предков в жертву приносят самое
дорогое.
Последовательность действий отработана веками и не меняется ни в одной
детали. Расположившись в долине, часть участников устанавливает чаны на
жертвенных кострах, разводит огонь. Перед местом жертвоприношения
выстраиваются представители всех родов. Перед каждым родом в землю
втыкается березовая веточка с повязанной лентой - символ рода. Рядом
ставят подношение духам, водку и белую пищу, молоко. За ними в ряд стоят
представители родов, первый с права - тотохон, старейшина рода.
Коней выбирают представители тех родов, которые проводят обряд. Они же
определяют, какой масти должны быть кони. В этом году в жертву принесли
двух рыжих трехлеток - коня и лошадь, дары Эхирит-Булагатского и
Баяндаевского районов.
Коней заваливают на спину, растягивают в стороны ноги, затем вскрывают
ножом брюшину, рукой прорывают диафрагму и разрывают артерию. Кроме
того, что это считается наиболее безболезненным способом принести
жертву, в этом есть и сакральный смысл - кровь должна остаться внутри,
вместе с духом жертвенного животного, который с дымом уйдет к предкам.
Представители родов тем временем читают вслух имена поколений, от
нынешних и назад, к истокам - отцов, дедов, прадедов... Шаманы проводят
обряд поклонения духам, а потом люди молятся, каждый за свой род.
Центральный комитет шаманов
В прошлом году наша газета уже писала о первом проведенном с конца 20-х
годов племенном тайлгане. Тогда одна из иркутских газет разразилась
гневной отповедью. Журналист этого издания, не приведя в доказательство
своих умозаключений ни одного мнения ни шаманов, ни вообще бурят,
высказал свое личное мнение и обвинил нашу газету в разжигании
межнационального конфликта между русскими и бурятами.
Аргументировал это мнение коллега странно. Он заявил, что никакой
шаманской общины не существует, нет также никакой прародительницы
эхиритов и булагатов, не проводилось никакого сбора пожертвований, а сам
обряд не имел никакого отношения к авиакатастрофе, в которой сгорел
лайнер А-310 летом 2005 года, как писала наша газета. Поэтому в этот раз
мы попытались разобраться в этих принципиальных вопросах.
"С каких это пор шаманы стали так похожи на секретарей парткома? Или
полагают, что шаманы несколько тысяч лет только и делают, что обсуждают
уставы своих общин (которых, честно говоря, никогда не существовало)?
Ну, совет шаманов - это, конечно, посильнее, чем "Фауст" Гете... Ожидаем
появления (на страницах газет, конечно же, не более того) центрального
комитета шаманов, регионального политсовета шаманов, совета директоров
шаманов", - заявил наш коллега.
Между тем община шаманов эхирит-булагатского рода "Сахилгаан" создана
четыре года назад. Кроме объединения всех родовых шаманов община ставила
себе целью возвратить традиции шаманизма и старых бурятских обрядов
современной молодежи.
- Шаманы стареют. У нас есть шаманы, которым по 70-90 лет. А молодых
шаманов нет. Мы должны напомнить нашей молодежи, где начался их род, как
создавалась их культура, - рассказал заместитель председателя шаманской
общины Афанасий Тарнуев. - Я, как глава Корсукской администрации, привез
из элов (родовых деревень. - Прим. авт.) по три-четыре человека, всего
больше тридцати человек, чтобы они узнали, как проводится племенной
тайлган, и в будущем передали своим детям и внукам, как это должно
проходить. Это передается из поколения в поколение.
16 мая был проведен большой совет шаманов всей общины, на котором
присутствовали шаманы и главы администраций из Осы, Бохана, Баяндая,
Алари, с Ольхона. Было решено создать общий совет всех шаманов.
Председателем совета, который наш коллега с редкой прозорливостью назвал
центральным комитетом шаманов, был выбран Ким Макаров (Иркутск), а от
Усть-Ордынского в совет вошли шаман Леонид Батанов, председатель
шаманской общины Усть-Ордынского Леонид Степанов и глава старейшин
Терентий Шабаев.
"Дескать, из-за того что шаманы не провели своевременно обряд
жертвоприношения духам Ангары и Иркута, сгорел в Иркутском аэропорту
аэробус. Тут расчет явно был сделан на то, что люди, не имеющие понятия
о бурятских шаманах, клюнут на эту удочку. Мол, не зарежут шаманы барана
вовремя - и непременно самолет упадет", - разливался соловьем наш
коллега.
А в этом году сами шаманы это подтвердили. В обращении, распространенном
среди эхиритов и булагатов накануне проведения тайлгана этого года,
глава старейшин Терентий Шабаев прямо говорит: "В 2005 году не было
средств и вовремя не провели обряды с жертвоприношением хозяину Иркута и
Ангары. К сожалению, произошла авиакатастрофа, хотя шаманы предупреждали
об этом, погибли невинные люди".
Далее нас обвинили в том, что мы соврали, что в бурятских селениях
объявили сбор пожертвований (посписочно), на что наш оппонент заявил:
"Боюсь, что в бурятских селениях об этом если и узнают, то только из
газеты. И от души посмеются. Хотя бы потому, что подобное
"налогообложение" совершенно не практикуется среди шаманов".
Странное утверждение. В этом году опять проводилось подобное
"налогообложение". В том же обращении Терентий Владимирович говорит: "В
последние шесть лет мы ежегодно проводим тайлганы на собранные у
населения деньги". Шаманская община - организация общественная и
некоммерческая. Проводить такое масштабное мероприятие, как тайлган, она
может не иначе как с привлечением средств, собранных в качестве
пожертвований. И деньги сдавали все без исключения - включая первого
заместителя главы администрации Эхирит-Булагатского района Александра
Андриянова.
Далее наш коллега иронизирует: "А на следующий день к главе старейшин во
сне пришла прародительница рода эхиритов и булагатов и пожаловалась, -
пишет коллега-журналист. - А имечко назвать слабо? И эхириты, и булагаты
с изумлением бы узнали, что есть, оказывается, среди них целый
мифологический персонаж - некая прародительница". Боюсь, что с
изумлением это узнает только сам наш коллега. На прямой вопрос, была ли
прародительница у эхиритов и булагатов и как ее звали, Афанасий Тарнуев
ответил, что она таки была и звали ее Буэн-тудэ.
Осталось отметить, что никто нашего коллегу ни на прошлогоднем, ни на
этом тайлгане не видел. Странные защитники в тиши кабинетов нашлись у
бурятского народа - как говорится, с такими друзьями и врагов не надо.
|