●
В Красноярске найден уникальный чертеж шаманского чума эвенков
В 2006-2008 гг. старший научный сотрудник Красноярского краевого
краеведческого музея Михаил Семенович Баташев впервые ввел в научный
оборот найденные в музейных хранилищах фотоснимки, чертежи и описание
шаманского чума эвенков с изображением реки. Шаманская юрта с двумя
канавками в земляном полу была открыта научной экспедицией Красноярского
музея 14 июня 1921 года на Подкаменной Тунгуске в устье реки Фитили,
недалеко от современного Чемдальска. Среди участников экспедиции были
директор музея А.Я.Тугаринов, этнограф М.А.Дмитриев, краевед П.Т.Воронов
и другие специалисты.
|
Река-канавка, прорытая от входа в чум к задней его стене, подтверждает и
иллюстрирует сообщения исследователей семантики шаманских чумов о том,
что все сооружения эвенкийских мольбищ – восточная галерея дарпэ,
центральный чум, западная галерея онанг – мыслились находящимися на
мифической реке, текущей с востока на запад. Река считалась дорогой,
соединяющей верхний, средний и нижний миры вселенной.
Материалы красноярской экспедиции содержат нижеследующее описание:
«Почти в центре юрты находится очаг, угли в котором еще сохранились.
Невдалеке от очага, ближе ко входу в юрту, стояла нетолстая, неочищенная
от коры лиственка. От входа в юрту к задней ее стене прорыта неглубокая
канавка… Влево от главной канавки, близ кострища, отходила другая
небольшая канавка. Обе канавки изображают реку с притоком» (М.С.Баташев,
Материалы Красноярского музея по культовым сооружениям эвенков,
«Енисейская провинция» № 2, Красноярск, 2006).
В шаманском чуме, увиденном А.Ф.Анисимовым, костер с четырех сторон был
обложен деревянными рыбами, символизировавшими воды (А.Ф.Анисимов,
Шаманский чум у эвенков и проблема происхождения шаманского обряда,
Труды Института этнографии АН СССР, том 18, 1952).
Очаг и река в интерьере шаманского чума символизируют главные стихии
мироздания.
В эвенкийских мифах о появлении земли из космических вод мамонт Сэли
формировал горы и долины, а змей Дябдар прокладывал своим телом русла
для рек.
Когда солнце и огненный змей осушили океан, герой Каптандыр восстановил
баланс стихий, заполнив ложе океана кровью змея, превратившейся в воду:
«Каптандыр слыхал, что где-то за сухим морем живет дочь солнца, очень
красивая и хорошая девица. Долго скитался по разным местам, пока нашел
море. Оно было без воды, в виде глубокой, большой ямы с песчаным дном;
отправился он по морю и через долгое время дошел до богатого стойбища; в
середине он увидел прекрасную дочь солнца... Каптандыр увидал вдалеке
быстродвижущийся огонь; скоро стало видно, что это – змей… Каптандыр
стал рвать на части громадное тело змея. Потекла кровь рекой и наполнила
все море, кровь впоследствии стала водой» (Г.М.Василевич, Материалы по
эвенкийскому /тунгусскому/ фольклору, Л., 1936).
В статье «Реки Сибири» Л.Р.Павлинская отмечает: «В мифологии эвенков
образ змея включает в себя все семантические смыслы, присущие ему в
индоевропейской традиции: и водную стихию (миф о сотворении реки и
происхождение воды из его крови), и стихию огня (его связь с солнцем и
высушенное море). Необычайно интересен в эвенкийском мифе мотив
вода-кровь. Река, текущая кровью, восходит к древнейшему
космогоническому сюжету о сотворении мира из частей тела мифического
дракона» (Реки и народы Сибири, СПб., 2007).
И.М.Суслов указывал, что в шаманском чуме кровь принесенного в жертву
оленя переливалась в тело гигантского калира (мамонта). Жизненная сила
калира питала прочие деревянные изображения шаманского чума.
Шаманские чумы являлись моделями вселенной, поэтому сооружение
шаманского чума могло символизировать сотворение мира из первичных вод –
«то самое время, когда появилась земля, когда все оживало». С
изображением космической реки в шаманском чуме связаны народные
представления о способности шаманов имитировать наводнение:
«Шаман собрал весь народ, заставил поставить чум и стал шаманить в нем.
Внутри чума то тут, то там побежали реки, заиграли рыбы. Когда же люди
опомнились, ни воды, ни рыб не оказалось, и шаман куда-то исчез»
(А.А.Попов, Долганский фольклор, Л., 1937);
«Шаман отворяет дверь юрты и в ней сделается большая вода. В этой воде
шаман метает сеть и попадает ему рыба. Шаман схватит ее рукой и отдает
рыбу кому-нибудь из присутствующих: «Держи крепче!» - скажет ему. Но в
воде, пущенной шаманом, много ходит рыбы, и шаман наловит ее столько,
что каждому из присутствующих дает по рыбе, и те держат ее крепко, как
первый. Потом шаман ходит, ходит по юрте, песни поет и, наконец, скажет:
«Ну, давайте рыб». Каждый хочет отдать ему рыбу, взглянет: а ее нет. Это
значит, шаман всех обморочил. Тут снова шаман открывает дверь: не станет
ни воды, ни сети, и куда все это делось, никто не знает» (И.А.Худяков,
Краткое описание Верхоянского округа, Л., 1969).
«Мне единственный раз за все мои поездки по Енисейской ry6epнии довелось
слышать о русском шамане, вышедшем из среды крестьян, от крестьянина
деревни Бедобской, Григория Шумилова. Он рассказывает: «А вот у нас,
барин, есть и ис хрестьян Петрован Фомич Рукосуев с Чухши, так он
шаманит, как настояшшый тунгус. Придёшь к ему ненароком (т.е. случайно,
неожиданно), глядишь, бегат по избе-то, шаманит. Говорит: «езлив хотите
напушшаю воды в избу», - и верно, все на палати лезут, изба полна воды,
боятца все» (И.А.Чеканинский, Следы шаманского культа в
русско-тунгусских поселениях по реке Чуне в Енисейской губернии,
«Этнографическое обозрение» 1914, № 3-4).
Вопрос о соотношении «вод жизни» и «вод смерти» в реке шаманского чума
неясен и требует специального исследования.
На основании доступных нам ограниченных и противоречивых сведений по
религии эвенков можно с осторожностью предположить, что в восточной
галерее дарпэ река символизировала все живое и защищала людей от злых
духов. Эвенки объясняли И.М.Суслову, что «шаманство происходит на воде,
а не на земле, так как из земли во внутрь чума всегда могут проникнуть
злые духи или даже сам харги». «Когда проникает в чум последний из
присутствующих, щуки скрывают под водою души всех туда прошедших,
охраняя нити душ от возможного похищения (обрыва) их злыми духами»
(И.М.Суслов, Шаманизм как тормоз социалистического развития,
Антирелигиозник, 1932, № 17-18). Согласно правилам детской игры «Харги и
озеро» злой дух может действовать на суше, но не на воде (К.М.Рычков,
Енисейские тунгусы, Землеведение, 1922, кн. 1-4).
По принципу инверсии в западной галерее онанг животворящая «вода-мать»
превращалась в «реку смерти». Работая на восточном направлении щуки
хранят души живых, на западном направлении щуки отвечают за души
умерших. Так, в одном из ритуальных песнопений эвенков щука по реке
смерти переносит душу покойника в мир мертвых (Г.М.Василевич, Материалы
по эвенкийскому /тунгусскому/ фольклору, Л., 1936).
На космической реке шаманского чума устраивались «плотины» из деревянных
изображений мамонтов, рыб, птиц и других стражей. Подобные «плотины из
мамонтов» упоминаются в сибирском фольклоре:
«Ехали, ехали и доехали до катящей гальку каменистой Оби; через нее
плотно сооружена плотина из мамонтов и юров. Младший муж работал веслами
в глубоко сидящей лодке с водяной кормой, в которой он сидел; ему едва
удалось прорваться через плотину из мамонтов, через плотину из юров. Он
сказал, обернувшись назад:
- Брат, и ты в твоей глубоко сидящей лодке с водяной кормой, в которой
ты сидишь, поднимай хорошо заостренное весло к носу лодки, поднимай
хорошо весловище весла, снабженного весловищем.
И старший муж едва проскользнул через плотину из мамонтов и юров. Те
лодки, в которых находились простые воины, опрокинулись в воду, и они
были съедены мамонтами и юрами. Страх Внушающую Кольчугу из Полотна
Многих Земель Носящий Богатырь сказал:
- Брат, пробьем эту плотину из мамонтов и юров. Иначе никакая женщина,
никакой мужчина не смогут проехать по поверхности катящей гальку
каменистой Оби.
Они вошли в семибездную священную воду и начали махать мечом. Куски
мамонтов и куски юров стало относить течением. Они пробили плотину из
мамонтов и юров, сели в лодки и начали грести пальчатыми веслами,
снабженными пальчатыми перекладинами» (Мифы, предания, сказки хантов и
манси, М 1990).
В публикации 2006 года М.С.Баташев сообщал: «Уже списанная, но случайно
сохранившаяся книга «Инвентарь этнографического отдела», составленная в
1921-1931 гг., позволяет в какой-то мере воссоздать облик шаманских
чумов, увиденных Дмитриевым и его спутниками во время путешествия по
Подкаменной Тунгуске. Имеются в наличии и негативы фотоснимков,
сделанные, скорее всего, А.Я. Тугариновым и фиксирующие отдельные детали
обоих культовых мест. Кроме негативов и описаний чумов, имелись и планы
обоих мольбищ, но, к сожалению, план первого из них не сохранился» (М.С.Баташев,
Материалы Красноярского музея по культовым сооружениям эвенков,
«Енисейская провинция» № 2, Красноярск, 2006).
Продолжив поиски материалов экспедиции 1921 года, М.С. Баташев нашел
считавшиеся утраченными чертежи шаманских чумов. Труд и ответственность
ученого заслуживают высокой оценки от заинтересованных исследователей и
благодарных читателей.
|