●
Перед тем, как исследовать курган, я молюсь...
Учёным, занятым в археологии, порой приходится сталкиваться с
необъяснимым, непонятным и неожиданным поворотом событий как при
проведении раскопок, так и уже после их окончания. «АиФ на Дону»
обсудили с донскими археологами некоторые такие явления.
В августе и сентябре прошлого года на экспедицию, ведшую раскопки близ
хуторка Обуховка Миллеровского района, вдруг как из рога изобилия
посыпались неприятности.
— Я без уважения отношусь к людям, преувеличивающим событие настолько,
что сказанное звучит как ахинея. Но и обманывать себя, закрывая глаза на
реалии, не хочу, — говорит участник той экспедиции, археозоолог Алексей
Магиря.
«Плохо, плохо мне…»
Сама необходимость вскрывать большой известный всем в той округе
курган-могильник была связана даже не с научным интересом, а с сугубо
практической необходимостью. В Миллеровском районе расширялась
федеральная автомобильная трасса «М4». И так получилось, что новая
развязка должна была пролегать как раз через этот обширный курган.
Соответственно учёным предстояло провести раскопки и изучить его
особенности и содержимое.
— Первым препятствием стало то, что едва мы начали работы, внезапно
испортилась погода, — вспоминает Алексей Магиря. — Хотя, по-хорошему,
август и сентябрь не время для затяжных дождей и таких сильных порывов
ветра. А непогода не позволяет нам работать: при дожде, к примеру, не
может работать трактор. Последующие события развивались ещё более
странно.
— Техника, которую мы использовали, наёмная, мы за неё отвечали, —
присоединяется к разговору известный ростовский археолог Игорь Гордин. —
Была боязнь, что, если бросим её на ночь, её могут разобрать, украсть.
Поэтому я попросил двоих ребят-рабочих ночевать рядом с ней, а лучше —
на верхушке кургана, откуда, во-первых, хороший обзор, а, во-вторых, там
не кусали так дико комары.
Однако через несколько ночей оба парня отказались от места ночёвки.
— Дело в том, что обоим неожиданно, чуть ли не впервые в жизни, стали по
ночам сниться кошмары. А когда они начали укладываться на ночёвку не на
кургане, а внизу, в отдалении, все кошмары как рукой сняло, —
рассказывает А. Магиря.
Затем запили двое рабочих-азовчан, подрядившихся для земляных работ и
всё лето совершенно благополучно отработавших с экспедицией на других
раскопках. Затем, не объясняя причин, они уволились: учёным пришлось
останавливать работы уже для того, чтобы спешно искать замену. Потом
поглядеть на раскопки приехала компания любопытствующих.
— Все были трезвыми. Прилично одетыми. И вдруг одному парню, едва он
приблизился к кургану, стало дурно. Стоял и бормотал: «Плохо, плохо мне
тут…» — добавляет Гордин.
Компания в спешке уехала, а бедствия археологов продолжились.
Покойник — шаман?
«Словно какой-то невидимый механизм или некто невидимый создавал все
условия, чтобы мы не могли подобраться к могильнику», — теперь, оценивая
происходившее, полагают археологи. «Дошло до того, что человек, ведавший
выделением техники, видя на экране мобильника наши номера, кричал в
трубку: дескать, не говорите, что у вас опять сломался трактор!» — со
смехом вспоминает А. Магиря.
Тогда, впрочем, было не до смеха: один за другим из строя вышли… 5
бульдозеров.
— Тормозившие работу факторы набирали силу, а потом — бамс, пружина
лопнула, — продолжает Магиря.
…Сразу же после обнаружения и извлечения из кургана останков человека,
предположительно относящегося к «срубной культуре», жившего 34 - 38
столетий назад, всякие помехи перестали возникать, прекратили ломаться
бульдозеры и т.д.
— Пока о «срубном» да и о ближайших — «катакомбном», «ямном» и прочих
периодах мало что известно, — признаются учёные.
Наука действительно пока не в состоянии сказать, какие племена населяли
донские степи 3 - 4 тысячелетия назад, на каком языке говорили, какими
были цвет кожи, волосы. Ясно лишь, что они знали толк в скотоводстве. А
в отношении «злого» покойника учёных заинтересовало то, что он был
завёрнут в шкуру — «пакет».
— Как таковые «пакеты» — нечастое явление, — поясняет Гордин. — Но в
любом случае очевидно: тот человек умер в другом месте. Впоследствии для
какой-то цели его вытащили из земли, завернули в шкуру и перенесли к
кургану, где и перезахоронили. Так что логичны вопросы: что это был за
человек, почему с его останками поступили именно так?
Останки переданы для изучения донским антропологам. А в экспедиции лишь
разводят руками. Не исключено, считают учёные, вал злоключений — лишь
случайность. Как нельзя, говорят они, исключать и то, что из разрытого
кургана они достали останки человека, практиковавшего какой-то культ — к
примеру шамана племени.
— А может, мы просто попали, как говорят в народе, в «плохие места», —
размышляет Алексей Магиря. — Да и шаман ещё при жизни мог облюбовать
этот в чём-то аномальный курган или место вокруг, мог попросить
похоронить его там. А соплеменники почему-то сделали это лишь по
прошествии времени.
Проклятие кладов существует?
Недавно видела по ТВ передачу о «кровавом следе» печально известного
алмаза «Хоуп» редкой окраски — сине-фиолетового. Якобы его похитили из
клада в Индии, по поверью он был глазом бога Рамы. И всем своим
последующим владельцам насылал беды: одна обладательница пропала без
вести, второго застрелили, третий утонул. У очередной хозяйки погибли
дети. Последний владелец, чтобы избавиться от камня, отослал его
почтовой посылкой неведомо куда, в итоге камень исчез. Выходит, у
разговоров о проклятиях кладов есть реальная почва?!
В. Пономарёва, Ростов
Говоря о бедствиях, подкарауливающих археологов, в пример в последние
годы приводят известного донского археолога Евгения Беспалого. Именно
его находки легли в основу знаменитой «золотой» коллекции Азовского
музея-заповедника, побывавшей в Великобритании, Франции, Германии,
Японии. Самого учёного уже нет в живых. Несчастье постигло и его жену:
на очередных раскопках на неё обрушился пласт земли. Сгорел сын…
— Я не вижу в разговорах о проклятых кладах никакого смысла, —
категорично сказал Павел Ларенок, начальник археологической экспедиции
Ростовского регионального отделения Всероссийского общества охраны
памятников истории и культуры. — Рассуждать так — повод обратиться к
психиатру.
— А я верю в «злое» золото и отношусь к нему крайне негативно, — сообщил
другой авторитетный донской археолог, связывающий обнаруженный клад с
семейной бедой и отказавшийся от разговора, так как «рана очень сильно
болит».
— В 1988 году, чтобы приготовить поле под Чалтырем для мелиорационных
работ, я должен был исследовать курган. Зацепил бульдозером пласт земли,
— вспоминает археолог Игорь Гордин. — Там, в тайничке, лежал клад —
свёрнутый красивый пояс с золотыми пластинами, украшенными кораллами,
альмандином. И вскоре мне кто-то ПЕРЕКРЫЛ путь в археологии… По
стечению обстоятельств я ушёл из археологии, уехал, стал работать в
сельской школе учителем истории. А вернулся в профессию в 2002 году
другим человеком, понимающим, что, раскапывая курган, мы тревожим покой
мёртвых людей. К тому же не знаем, какие над ними совершались обряды.
Так что теперь перед тем, как исследовать курган, я молюсь…
— В мире возможно существование вещей, которых мы пока просто не
понимаем. Пример — заговоры от грабежа, — считает археолог Алексей
Гармашов. — Бывало, десятки курганов под Ростовом, под Танаисом
ограблены, а среди них один, который на виду, не тронут. Конечно, можно
предположить, что современники знали где искать и не возились со
«зряшными» захоронениями. Но бывает: именно нетронутый содержит ценные
вещи.
|