главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

 новости

26 сентября 2009


  Саамские святыни

— Вот сколько мимо плаваю, все гадаю: как этот камень на такой верхотуре держится? Хотел даже подняться на скалу и подтолкнуть, — задумчиво рассуждал мужчина, провозивший нас на катере по Кислой губе. Наверху над краем прибрежной скалы возвышался огромный валун. Мы сразу узнали в нем сейд — священный камень, которому поклонялись саамы.

Сейд, любит подарки и пищу, любимую саамами. Взамен оказываемого внимания он загоняет в сети рыбу, помогает на охоте и выпасе оленей. За невнимание, насмешки и грубость сейд жестоко наказывает виновных не только лишением промыслов, но также и болезнями, и даже смертью.

Небесный посланник
«Сейд, любит подарки и пищу, любимую саамами. Взамен оказываемого внимания он загоняет в сети рыбу, помогает на охоте и выпасе оленей. За невнимание, насмешки и грубость сейд жестоко наказывает виновных не только лишением промыслов, но также и болезнями, и даже смертью», — писал исследователь саамского шаманизма Николай Волков.

Испокон веков лопари были известны как сильные колдуны, или шаманы, к которым обращался за помощью еще Иван Грозный. Лапландская магия тесно связана с культом сейдов. Как правило, каждый такой камень имел свою легенду, связанную с жизнью нойды, от которого произошел. В преданиях говорится, что после своей смерти шаман-нойда превращается в сейд, помогая из потустороннего мира своим соплеменникам.

Поэтому священный камень требовал уважения к себе. Рядом с ним нужно было соблюдать тишину, воздерживаться от брани. Женщины и дети к сейдам вообще не допускались. Считалось, что если не соблюдать эти правила, дух нойды может покинуть сейд, и тот потеряет свою священную силу.

А сила эта была немалая. Сейд мог принести удачу на охоте, исцелить от болезни. Саами верили, что поддержкой духа камня можно заручиться, если принести ему в жертву животных, рыбу, табак, кусочки тканей, вещи, оленьи рога. До сих пор груды оленьих рогов, а точнее, их истлевающие остатки, можно встретить у некоторых некогда знаменитых сейдов Ловозерской тундры.

Одним из самых великих сейдов Кольского полуострова был Летучий камень, у которого удалось побывать знаменитому исследователю саамов Владимиру Чарнолусскому. Это огромный многотонный валун, неведомой силой поставленный на вершину трехметровой скалы. Лопари были уверены, что он прилетел из Скандинавии. Ведь даже представить невозможно, как без привлечения потусторонних сил древние люди могли взгромоздить этот валун на скалу. А что говорить, например, о гигантском камне весом в 5-10 тонн, который торчит в центре обширного болота в десятках километров от которого нет ни одной горы, с которой он мог бы упасть?

Ледник постарался
Однако целый ряд ученых уверены во вполне земном происхождении сейдов. Краевед Иван Вдовин предлагает принять во внимание тот факт, что при перемешивании однородной (с одинаковым удельным весом) горной массы мелкая фракция под действием гравитационных сил проваливается вниз, всегда оставляя наверху более крупную фракцию. Аналогичный процесс происходил и во время перемещения скального грунта ледником: мелкие камни опускались вниз, в то время как большие оставались вверху. При потеплении ледник таял, и большие камни мягко опускались на грунт.

Правда, у этой теории есть и немало противников, считающих, что она не выдерживает никакой критики. Сложно себе представить ледник, способный в одном месте аккуратно поставить на подставки сотни гигантских камней. Но вряд ли создателями сейдов могут являться представители народа саами. Ведь они заселили Кольский полуостров примерно в середине первого тысячелетия до нашей эры. А сейды появились в этих местах на 4-6 тысячелетий раньше.

Возможно, прежде на Севере жили люди, принадлежавшие совсем другой цивилизации. Они умели перемещать и устанавливать крупногабаритные и тяжелые валуны, имели навыки работы с камнями, владели знаниями о геологических особенностях Земли. А саами, возможно, увидели эти камни уже «установленными». И поскольку сейды очень выделяются из окружающего ландшафта, северный народ «заселил» их духами.

Сейды, дольмены, инаксуиты
Нельзя не отметить удивительное сходство сейдов с известными на весь мир мегалитами (древними культовыми сооружениями из огромных необработанных или полуобработанных каменных глыб. — Прим. авт.). Подобные каменные сооружения есть в Корее, Южной Индии, Германии, Голландии, Дании, Великобритании. Окажись некоторые сейды не на Кольском полуострове, а, скажем, в Шотландии, их бы непременно назвали дольменами. А сходство сейдов с инаксуитами, найденными в восточной Канаде (близ города Галифакс) и США, просто поражает. В отличие от большинства европейских дольменов канадские инаксуиты представляют собой огромные глыбы, поставленные на маленькие камни, причем количество камней-подставок такое же, как у сейдов Северной Европы. По инуитской традиции (инуиты — эскимосы Канады), как и в культе саами, инаксуиты (сейды) являлись не только визирами и ориентирами, но и сакральными воротами перехода между мирами.

Кем были строители этих каменных сооружений? Зачем древние обитатели Арктики возводили среди бескрайней тундры удивительные каменные конструкции, получившие поэтическое название «летучие камни Лапландии»? Ответы на эти вопросы, начиная с XVII века, ищут исследователи и ученые. Но северные мегалиты России неохотно открывают свои тайны.

К теме
Культовое использование сейдов разнообразно и соответствует всему спектру потребностей языческих религий. По одной из саамских легенд рыбаки, уходя в море, оставляли часть своей души на берегу в каменном сейде, чтобы в случае их гибели ее не сожрало некое чудовище. Некоторые сейды использовались эпизодически, в связи с календарными или иными событиями. Другие сейды были персонифицированы и имели отношение к конкретному человеку (который мог иметь несколько своих священных мест или камней). Есть легенды, которые утверждают, что в каменные сейды обращались люди. Причем если на архипелаге Кузова в сейды превратились шведы, застигнутые здесь бурей, то в другом месте в один из сейдов превратился колдун. Отдельные сейды имеют имена. Например, Летучий сейд и пара сейдов Праудедки (каменные останцы в виде человеческих голов — «Старик» и «Старуха») на реке Поной Кольского полуострова.

Кстати
Сейды встречаются в Карелии, на Кольском полуострове и в Скандинавии. Главная их отличительная черта — неустойчивость.

Сейды бывают в виде:
каменных пирамидок, стоящих отдельно или на вершинах валунов;
валунов на подставках — «каменных ножках» (чаще в количестве трех штук);
частично приподнятых валунов или поставленных в неустойчивое положение (камень на ребре, вершиной вниз, зависший над пропастью и так далее);
конструкции из нескольких камней, поставленных друг на друга;
валунов на подставках, установленных над трещиной в скале;
камней, установленных под углом до 45 градусов на скалах, и других.
 

Вернуться назад

"Вечерний Мурманск"

   

главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

All Rights Reserved. Все права защищены.
etnografia@list.ru
© 2007-2024

       

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru