●
Путешествие в другие миры: шаманизм народов Сибири
«Цивилизованный мир»
считал их слаборазвитыми, а они умели лечить парализованных, веками
сохранять единство своих народов и… равновесие между мирами. Они не
выбирали своей судьбы, их самих выбирали духи.
«Путешествие в другие миры: шаманизм народов Сибири» - выставка,
представляющая крупнейшую в мире коллекцию Российского этнографического
музея (РЭМ) посвященную шаманизму открылась в РЭМ 18.05.2010 г. по
адресу Инженерная ул. 4/1.
Кетское и хантыйское мольбища и более 200 предметов шаманского культа 25
коренных народов Сибири, среди которых шаманская одежда и бубны,
лечебные амулеты, бронзовые и латунные зеркала, посохи, изображения
духов-помощников - предметный мир известных и неизвестных сибирских
шаманов. Все, что иллюстрируют мифологическую картину и модель мира
народов Сибири, их представление о душе можно будет увидеть на выставке
в Российском этнографическом музее
Центральное место занимает комплекс предметов Шаманского чума. Он
включает скульптурное изображение духов Верхнего и Нижнего мира, - духов
помощников, сопровождавших шамана во время камлания и путешествия по
мирам Вселенной. Важнейшей частью являются алтайский, хакасский и
эвенкийский бубны с изображением Вселенной, одежда бурятского шамана
Дамба, эвенкийского шамана С.Урканова, чукотского шамана и корякской
шаманки КолЯ, так называемого «превращенного пола», а также алтайского,
селькупского, кетского, удэгейскаого и тофаларского шаманов. С помощью
лечебных амулетов, бронзовых и латунных зеркал, посохов, изображений
духов-помощников шаманов, представленных на выставке, можно будет
восстановить в воображении процесс «становления шамана», «промысловое
камлание», направленное на достижение удачи во время охоты или рыбного
промысла, а также гадание, лечение и проводы души умершего.
Впервые коллекции РЭМ, посвященные шаманизму были показаны на выставке
1992 года, - в советские годы «шаманская тема» была запретной и
шаманизмом как направлением мало кто занимался. За прошедшие с тех пор
18 лет коллекции видели только посетители европейских музеев, по которым
она «гастролировала», но по словам исследователей, за прошедшие годы им
удалось существенно продвинуться по пути изучения собрания, в частности,
восстановить имена шаманов, которым принадлежали предметы и теперь
одежда и атрибуты представленные на выставке «персонифицированы». Кроме
того, в нынешней экспозиции более полноценно использован документальный
материал. В частности, на экспозиции будет демонстрироваться фильм, в
который вошли съемки удэгейского шамана, сделанные в 1928 году года
знаменитым режиссером Литвиновым. Кроме этих уникальных кадров, мы
покажем видеозаписи камланий сделанные в 1941 году у тувинцев и 70-е
годы у нганасанов.
По словам одного из авторов выставки Карины Соловьевой, в коллекции РЭМ
хранятся вещи, приобретать которые всегда было очень трудно, а сейчас
просто невозможно. Но тем не менее, РЭМ обладает крупнейшей коллекцией
по шаманизму в мире. «Мы владеем собранием из более чем 60 костюмов, у
нас хранится единственное мольбище – его привез от эвенков знаменитый
ученый Макаренко. Часть именно этого святилища реконструирована на
выставке».
«Первые коллекции, содержащие предметы шаманского культа появились в
музее в 1902 году благодаря Министерству финансов Российской империи.
Сегодня в состав коллекций входит более 60-ти шаманских костюмов, около
170-ти шаманских бубнов, 105 колотушек и огромное количество шаманских
атрибутов, включающих в себя мифологические изображения, ритуальные
предметы, а также изображения духов-охранителей самих шаманов. В целом,
наша коллекция насчитывают несколько тысяч экспонатов, что, безусловно,
делает ее одной из крупнейших в мире».
Сам термин «шаманизм», применяемый сегодня к обозначению духовной
традиции характерной и для народов Средней Азии, Африки, Китая, Северной
и Южной Америки, а также Кореи обязан своим появлением народам Сибири.
Он происходит от тунгусского глагола «СА», что означает «знать». Таким
образом, слово определило саму суть явления: «шаман» - это «знающий
человек», который осуществляет посредническую связь между миром духов и
миром людей.
Считается, что выбор будущего шамана духи оставляют за собой. «Избрание»
сопровождается особым психологическим состоянием – «шаманской болезнью»,
на время которой человек выглядит потерявшим рассудок, - ищет уединения,
иногда заговаривается. Сюжеты его снов схожи для всех культурных
традиций: духи призывают человека стать шаманом, грозят смертью.
Считалось, что если «заболевший» не потомственный шаман, то в него
вселился дух того или иного умершего шамана или шаманки, который таким
образом призывает его взять на себя ответственность за судьбу
соплеменников. Такое «избрание» человека духами может произойти и в
возрасте от 5 до 15, иногда в 20 или даже в 40-50 лет.
«Белые» и «черные» шаманы делили между собой сферы влияний. Считается,
что «белые» шаманы могли камлать только небесным духам, а «черные»,
которые были связаны с подземным миром, только иногда, во время своих
«путешествий» могли обращаться в небесным духам. Якутские, эвенкийские и
бурятский шаманы считались самыми сильными в Сибири.
|