●
Уважение к природе - главный смысл праздника обоо
Повсеместно среди
бурятского населения Забайкалья бытуют ламаистский и шаманский культы
обоо. Это основная форма внедацанской обрядности, которая проводится
коллективно. Ритуальные действия совершаются в рамках определенного
культового сообщества. Обоо - это святилище, место пребывания самого
сильного духа. Обоо сооружается в виде нагромождения камней на вершинах
гор. на перевалах, на берегах озер, в степи.
|
В прошлом каждый род
имел на территории своего кочевания общие святые места, на которых
совершались ежегодные общественные обряды жертвоприношения духам -
хозяевам данной местности (сабдагам).
Бурятские сабдаги приходят к людям, обернувшись человеком, зверем,
птицей и т д. Люди, наделенные особым зрением, могут их видеть такими,
какие они есть. Сначала сабдаки были только шаманскими божествами, затем
под влиянием буддизма приняли прибежище в Трех Драгоценностях (учение
Будды).
Забайкальские буддисты и шаманисты в 21-ый раз отметили традиционный
культовый праздник "Обоо". Каждое лето на Титовской сопке они собираются
вместе, чтобы выказать уважение природе, помолиться о здоровье и мире.
В каждом регионе верующие приезжают на обоо - место поклонения духам. В
Чите — это западный склон Титовской сопки. По легенде, здесь обитает его
хозяйка - Айралжан. Шаманы, которым удавалось увидеть ее, говорят, что
Айралжан примерно 40 лет. Хозяйке горы буряты поклоняются, преподносят
жертвоприношение: лоскутки материи, монеты, бумажные деньги, пищу и
сладости. В том числе и национальную еду "Сагаан Табаг", то есть
"белую". Привязывая к деревьям хадаки небесного цвета, верующие выражали
уважение природе. В этом они видят главный смысл праздника.
Тумэн-Лама Угданского дацана: "Люди будут относиться бережно к природе,
потому что человек — не царь природы, а часть природы. Без природы мы не
сможем жить. Если это сохраним, и в первую очередь обоо для этого
делается!".
На записках участники праздника перечисляли имена членов своей семьи,
годы рождения, чтобы они целый год звучали в молебнах. Супруги Дамбаевы
никогда не пропускают обоо. Ведь здесь они очищаются духовно, просят для
всей семьи достатка и благополучия
Долгор Дамбаева, жительница г.Читы: "Традиции соблюдать надо исконные.
Наши дети будут продолжать так же к природе относиться. Мы же после себя
ничего не оставляем. Все убираем".
С каждым годом на обоо приезжают все больше людей. В этом году много
молодежи. Значит и они осознают необходимость нравственности души и
жизни в согласии. Освященную пищу верующие увезут домой, чтобы каждый
вкусил ее и был здоровым весь год.
|