●
Шаман Коля
«Вы в Нарьян-Мар зачем
летите? – спрашивает меня женщина со строгим лицом советского завуча и,
не слушая ответа, продолжает: – А я к шаману Коле. Мне посоветовали –
хоть раз в полгода нужно приехать и почиститься. Да и чакры проверить
надо». Пока пытаюсь понять, как могут быть связаны индуистские центры
силы и шаман в столице Ненецкого автономного округа (НАО), собеседница
со словами «Господи, благослови!» крестится и, закрывая глаза, ждет,
когда самолет наберет высоту – очевидно, с неочищенными чакрами летать
страшновато.
|
Религиозный или паломнический туризм – отдельная отрасль путешествий, в
которой у каждой конфессии собственные мекки. Когда есть Кааба, Ангкор
Ват или Соловки – отлично, но что делать, если регион за полярным
кругом, а населением и историческими артефактами наделен не так щедро,
как земли древних цивилизаций? Ситуация, однако, не патовая. В Ненецком
автономном округе уже сейчас религиозной экзотики можно найти не меньше,
чем в какой-то далекой Азии. На побережье Белого моря есть у нас и
малосоциализированные племена, исповедующие шаманизм, и свои «проклятия
Тутанхамона». И все это в двух часах лета от Москвы.
Эзотерический бренд здесь – ненецкий шаман Коля. Он особо известен в
двух регионах (Ненецкий и Ямало-Ненецкий автономные округа). К Николаю в
чум, который стоит неподалеку от столицы НАО Нарьян-Мара, заезжают и
чиновники, и топы от местной нефтянки – кто полечиться, кто узнать
будущее, кто так, поглазеть. Слава у шамана, правда, неоднозначная. Есть
у него почитатели, которые рассказывают, как он ловко лечит детей и дает
уникальные прогнозы. Так, словами «будет много горящей воды» Коля вроде
бы даже предсказал катастрофу на платформе British Petroleum в
Мексиканском заливе, но его предупреждение почему-то проигнорировали.
Недоброжелатели в способностях Коли сомневаются и говорят, что в крупном
городе его скорее сразу увезли бы на принудительное лечение к наркологу.
Шаман, по признанию и поклонников, и завистников, крепко пьет и однажды
даже потерял свой бубен, пришлось искать новый...
Мне Колю застать не удалось – на месте был хозяин чума Матвей, который в
меру сил развивает туриндустрию Нарьян-Мара. Репутация у него тоже
спорная – местные жители называют его то подручным знаменитого шамана
Николая, то его «владельцем» – он улаживает вопросы с гастролями колдуна
в разных частях округа, а иногда даже возит того камлать в Москву, в
окрестности Рублевки. Некоторые российские бизнесмены и политики,
мечущиеся между рэйки, причастием и гаданиями на печени жертвенного
козла, шамана весьма почитают. «Николая спросили как-то: кто для тебя
Матвей, он сказал – духовный лидер», – объясняет свою роль в судьбе
колдуна сам чумовладелец и переходит к этнографической программе.
«В чуме энергетика такая же, как и в египетской пирамиде», – сразу круто
замешивает связь Матвей. Пересыпая этнографию и аллюзии на тему
биоэнергетики прибаутками, он начинает рассказ о том, как историки
увезли в Москву ненецкого семиликого идола и какие на них за это
обрушились напасти. В чуме мистическая полутьма, в буржуйке посреди
жилища горят доски, похожие на чей-то бывший забор... Я вместе со своими
товарищами слушаю Матвея, раскрыв рот. Через полчаса, когда ученые в
рассказе один за одним вымерли, Матвей вдруг берет две гнутые проволоки
и, вызвав барышню-добровольца, приступает к биолокации. Померив биополе,
переходит к определению степени открытости чакр. Потом, то поднимая, то
опуская двигающиеся рамочки, начинает пророчить. Начинает прозаически –
с брачности, перспектив трудоустройства, потом переходит к вопросам
счастья. «У тебя все будет нормально, только в церковь надо почаще
ходить», – обещает Матвей. Синкретизм верований в чуме становится
полным.
|