●
Большой тайлаган у горы Ёрд
Прогуливается и щиплет
травку жертвенный баран, привязанный к столбу. Рядом идут последние
приготовления к Большому тайлагану: помощники устанавливают переносные
столики, расставляют на них плошки с молоком, водкой, чаем, зажигают
символический огонь, а также готовят облачение для обряда. Некоторые
шаманы уже подошли. Молебен будет долгим, поэтому здесь же, на ходу, они
перекусывают и пьют чай с молоком. По виду шаманы ничем не отличаются от
других людей, которые приехали на праздник. Лишь ближе к началу обряда
они надевают ритуальные халаты и медальоны, которые символизируют
принадлежность к служителям культа и защищают от злых духов.
|
Большим тайлаганом
открылся III Международный этнокультурный фестиваль «Ёрдынские
игры–2011», который прошёл в местечке Хуторук Ольхонского района с 13 по
16 июня.
Шаманы вызывают духов, приносят им дары и получают информацию о том, как
пройдут игры. В этот раз у священной горы собрались восемь посредников
между материальным и нематериальным миром. Они представляют
улан-удэнскую религиозную организацию «Тэнгэри». Участники обряда
садятся каждый лицом к своему столику, надевают специальные шапки,
закрывающие лицо, и начинают бить в бубен и петь ритуальные песни. Люди,
собравшиеся на молебен, в такт барабанам двигают сложенными на уровне
пояса ладошками. Через несколько минут, когда ветер разносит звуки
бубнов по всей округе, в небе над горой появляется коршун. Это хороший
знак: значит, божества услышали призывы. «Духи собираются», – поясняет
помощник шаманов.
Однако это только начало обряда. Первая жертва богам – золото, его
символизируют красные ленточки на берёзах у подножия горы. Вторая жертва
– серебро (синие ленточки). Наступает черёд третьей жертвы – барана.
Помощники режут животное, здесь же его разделывают и варят. Потом мясом
барана будут угощать онгонов, то есть духов предков, которые
откликнулись на призыв.
Тем временем шаманы по очереди впадают в транс. Обычно это происходит
так: человек сидит, наклонившись вперёд, на стуле, потом резко
вскакивает. Движения его становятся резкими, размашистыми, голос
меняется и становится грубым, гортанным. Считается, что в такие моменты
душа шамана покидает тело, в него вселяется дух. Остальные шаманы
наблюдают, почтительно разговаривают с божеством, кланяются ему,
подносят угощение – чай, молоко. Сначала шаманы вызвали своих родовых
духов, а затем в тело человека вселился дух хозяина-быка.
Людей, которые собрались на молебен, шаманы попросили уважительно
отнестись к спустившемуся божеству, не смотреть ему в глаза, опустить
голову. Иначе можно вызвать гнев духов и навлечь на себя неприятности.
Многочасовой молебен подходит к завершению, под палящим солнцем
по-прежнему стоят несколько десятков верующих и просто любопытствующих.
Шаманы сообщают, что нынешние Ёрдынские игры пройдут благополучно, гости
вернутся домой довольные.
А на центральной сцене звучит музыка – началось открытие праздника.
Театрализованное представление отсылает зрителей ко времени, когда
азиатские народы были кочевыми. Мужчины, одетые в шкуры зверей, охотятся
на дичь. Женщины кружатся вокруг воображаемого костра. Во второй части
программы организаторы приготовили зрителям ещё один сюрприз: им
показали восстановленный древний обряд поклонения хариусу.
Наступает время зажжения огня Ёрдынских игр. Факел с огнём к чаше несёт
человек в костюме волка. По легендам, это предок бурят и монголов.
С давних времён на Ёрдынские игры приезжало много людей. Это древний
межродовой праздник, в котором принимали участие все народы Центральной
Азии. По словам этнографов, весной, когда вскрывались реки, земля
покрывалась первой зеленью и заканчивалась перекочёвка с зимников на
летники, скот нагуливал вес и наступало обилие молочных продуктов,
буряты, монголы, якуты, эвенки проводили обрядовые игры, воспевающие
пробуждение природы. Праздник сопровождался молебнами и
жертво-приношениями, состязаниями в силе, ловкости и меткости. Но
главным событием игрищ был танец ёхор вокруг священной горы Ехе Ёрд
(отсюда и пошло название Ёрдынских игр). Чтобы круг танцующих сомкнулся,
нужно, чтобы в нём приняли участие не менее 700 человек. Когда такого
количества людей не набиралось, игры считались неудачными и гости быстро
разъезжались. В соответствии с этим и год в целом признавался неудачным,
не несущим людям счастья и благ. Когда же собиралось много народу, до
2-3 тысяч человек, игры проходили несколько дней, причём ёхор танцевали
и днём и ночью. Во время праздника «красивые и хорошие девицы находили
хороших, умных и метких мужей». Игры проходили ежегодно до 17-18 веков,
затем их история прерывалась.
На Ёрдынские игры съехались участники из разных мест: Республики Алтай,
Башкортостана, Бурятии, Калмыкии, Татарстана, Тывы, Хакасии, Саха
(Якутии) и Монголии. По словам организаторов, посмотреть на зрелища
прибыли даже гости из Китая, Англии и Чехии.
Проведение Ёрдынских игр, которые по праву могут бороться за звание
крупнейшего в азиатской части России фестиваля традиционных культур,
стало реальным благодаря кропотливой организационной работе Центра по
развитию бурятского этноса в Иркутске. Особенностью «Ёрдынских игр –
2011» стало то, что впервые в нынешнем году прошла научно-творческая
конференция «Культурные взаимодействия народов Сибири и Дальнего
Востока».
Кульминацией праздника стал традиционный танец ёхор вокруг горы Ёрд. В
этом году хоровод собрал больше двух кругов участников.
|