главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

 новости

10 сентября 2011


  Потомственный шаман: «Я езжу на работу на машине, а не вылетаю на бубне из форточки»

Потомственного шамана Тюргэна Кама корреспондент встретил вечером 20 августа в лагере близ Аркаима — древнего поселения эпохи средней бронзы рубежа III-II веков до н.э., расположенного в Челябинской области. 34-летний шаман, для которого горловое пение и древний струнный музыкальный инструмент морин хуур стали, по его словам, средством удержания психологического равновесия, приехал в заповедник на съемки клипа. Пообщаться с Тюргэном Камом удалось за несколько минут до заката: солнце садилось, и шаману было пора начинать камлать.

Потомственный шаман Тюргэн Кам.

Корреспондент: Шаманизм — это наследственность или навык, который все же можно как-то обрести?

— Шаманизм передается через колено: от деда к внуку, например. В нашем роду было семь поколений шаманов. Я родился в пионерские времена, сами понимаете, как это было. Стремился стать летчиком и долгое время вообще не хотел быть шаманом, сопротивлялся даже этому. Хотя сейчас это модно. Куда ни глянь — все потомственные маги и чародеи. Каждый может купить себе бубен и начать стучать. Кто такой шаман? В монгольском языке есть слово «бутур» — кокон. Каждый человек по части своей уже шаман, но он — как гусеница в этом коконе — спит.

Корреспондент: Как шаманы могут помочь людям?

Человек оскорбил каких-то духов, и те начинают его зажимать— Они посредники между людьми и духами. Человек оскорбил каких-то духов, и те начинают его зажимать. Человек болеет, шаман камлает, и духи ему говорят, чем их обидели и как это исправить. Проводится обряд, духи успокаиваются. Например, существуют лусы — духи воды. Их обидеть очень просто: зайти в воду в критические дни, плюнуть в нее или испражниться. Духи обижаются и зажимают вас, вы начинаете болеть и страдать. Шаман камлает, задабривает духов печеньем, костром, сладостями, водкой или молоком. Это называется сырчим.

Слово «камлать» (призывать духов) вообще было взято у тюркских народностей. Слов «шаманить» или «шаман», как таковых, не существует. Буряты называют шаманов бо, алтайцы — кам, тувинцы — хам, оттуда уже и пошло. Тойбур, колотушку для бубна, некоторые называют «камла», а шаманское одеяние — камлат.

Корреспондент: Настоящих потомственных шаманов, которые действительно могут исцелять, говорить с духами, видеть и чувствовать какие-то иные силы — их много?

— Хороший вопрос. Большинство ныне живущих шаманов — деградирующие, как я. Отходят от традиций, поскольку уже не могут жить без современности.

Корреспондент: Деградация в силу прогресса?

— Да. Мой учитель, который живет в Улан-Удэ, знает наизусть все призывы духов. А я купил себе электронную книгу, загрузил тексты и иногда с нее читаю. Потому что любой атрибут нужно сперва оживить, пробудить. У каждого есть свой хозяин — у бубна, у тойбура. И каждого нужно позвать со своей стороны, на каждого свой текст, свое угощение. Кто-то любит молоко, кто-то водку, а кто-то — когда его топленым маслом, жирчиком мажут.

Я не все могу запомнить, призывов очень много. Вот мой учитель уже в возрасте, но только-только сел за руль автомобиля. А я уже десять лет катаюсь на машине. Поэтому и называю себя деградирующим. По поверьям шаман должен быть старым, грязным, облезлым, обязательно узкоглазым, ходить в лохмотьях и жить в отшельничестве, в лесу.

Корреспондент: Это сказочный архетип, в него приятно верить.

— Шаманы, что, рождаются старыми, грязными и облезлыми? Отчасти я действительно ушел от корней. А отчасти — нет. Вместо того чтобы использовать шерсть оленя, я беру красные нитки, вместо стеклянного бисера — обычный, пластмассовый. Часто говорят, что шаман должен камлать один. Но и это не так, сейчас мы объединяемся, камлаем вместе. У нас есть организация шаманов «Медвежья тропа», в этом году ей исполняется 16 лет. Нас мало — всего восемь человек, все из разных уголков. Кто-то с Татарии, кто-то с Башкирии, кто-то из Бурятии.

Я могу лизать раскаленные камни и брать в рот красные угли и металлШаманизм не делится на черную или белую магию. Есть понятия Хара Тенгри и Саха Тенгри. Хара — черный шаман, который камлает выше, чем наше небо — в космос. Он камлает с бубном. Саха — белый шаман, камлает с посохом, в наш мир. Такой шаман может брызгать молоком, водкой, уговаривать духов, угощать. Но он не может ни вверх подняться, ни вниз спуститься. Есть Дархан Тенгри — шаман-кузнец. Например, у меня предки были кузнецами. Я могу лизать раскаленные камни, брать в рот красные угли и металл, не причиняя себе никакого вреда.

Корреспондент: Хорошо. А зачем лизать раскаленные камни и класть в рот уголь?

— Сколько болезней у человека — столько углей шаман должен положить себе в рот. На лопате шаману подают уголь, он читает призыв, разговаривает с углем, кидает его в рот, грызет, тем самым убивая болезнь, а потом сплевывает. Несколько дней назад я лечил женщину — у нее было пять болезней. Соответственно, это пять горящих углей.

Для нас огонь священен. Он лечит все, исполняет все желания. Пока горит огонь, а мы камлаем, человек может просить у духов все, что он хочет. Шаман нагревает камень докрасна, а затем облизывает его и выдувает пар на человека. Аура последнего становится очень крепкой. Это называется тумер сунте — железная душа.

Корреспондент: Как шаман узнает, сколько болезней у человека?

— Сонм духов приходит, они начинают шептать, говорить, пока шаман камлает. Я не могу посещать кладбища — много говорят в уши. Тяжело, голова разрывается. Если мимо кладбища буду идти, они будут цепляться за меня и много-много говорить. Только непонятно. У меня начинаются галлюцинации.

Корреспондент: В церковь не ходите?

— Я не верю в Христа.

Корреспондент: А во что-нибудь верите?

— Да, в Тенгри. Я верю в то, что у всего вокруг есть дух, хозяин местности. Знаю, что у этой горы есть хозяин, у этого костровища.

Корреспондент: В 2005 году вы создали этно-группу «Тюргэн Кам», стали писать песни, снимать видео, активно гастролировать. Как ваша шаманская деятельность стала еще и в некотором роде публичной деятельностью?

Музыкой я занимаюсь, чтобы не съехала крыша— Я скажу такую вещь: музыкой я занимаюсь, чтобы не съехала крыша. И, на самом деле, музыка и шаманизм не разделяются. Я, конечно, не пою песни в шаманском костюме, и я не пою шаманские песни. Мы с Темиром (второй участник группы, — прим. Тайга.инфо) играем клубную музыку с использованием народных музыкальных инструментов, таких как хомус и морин хуур. Его еще называют лошадиной скрипкой: морин — лошадь, хуур — скрипка. Это душа кочевника, живое существо. Если у тебя нет лошади, дома на стене должен быть хотя бы морин хуур. Он дает людям силу и благословение. Тот, кто слушает его или играет на нем, получает силу духа. Это очень древний инструмент, говорят, что его создали еще до Чингис-Хана. Раньше шаманы с его помощью обращались к духам. Я вообще считаю, что вся музыкальная деятельность тюркских и азиатских народов начиналась с шаманизма.

Корреспондент: Музыкальная группа «Тюргэн Кам» существует уже шесть лет. Что за это время удалось сделать?

— Я бы сказал, что мы далеко ушли: много где выступали, играли во многих больших городах — в Казани, Санкт-Петербурге, объехали весь Урал. Выпустили один альбом. Мы не пытаемся их «нашлепать», «наляпать», выбираем только самое лучшее. По большому счету, у нас всего два инструмента — морин хуур и морин хуур. Добавьте горловое пение, вокал и электронную подложку — дабхаус, дабстеп, электрохаус. Молодежь уже не приучить к старинной музыке, поэтому мы пытаемся через современное звучание открыть им путь к традиционному. Вот, кстати, как раз это и есть мой хлеб. Шаманизмом на жизнь не заработаешь.

Корреспондент: Кстати, говорят, что настоящий мастер никогда не возьмет плату за свои дела. А вам платят за обряды?

— Обелить руку — это так называется. Шаману обязательно нужно что-то дать, но это может быть что угодно, нет цены или каких-то условий. Запрещено брать определенную сумму денег. Способность камлать — это дар, брать за него плату грех. Когда я помогаю, дарят большие подарки или приносят деньги.

Корреспондент: С какими проблемами к вам обычно приходят?

— Много было, всего не упомнить. Я за неделю вылечил язву желудка, которая была в пять дырок. Духовная сила человека упала, люди перестали верить, стали много болеть. Кто-то по-женски, кто-то родить детей не может, у кого-то не стоит. Болезни — это порождение злого духа. Человек много плохого думает, мыслями болезни к себе притягивает и потом страдает.

Корреспондент: Для вас, как для шамана, существуют какие-то табу или правила?

Самое главное правило — не причини другим вреда— Утром мы встаем, призываем предков, брызгаем им молоком. Предков нужно вспоминать, знать. Самое главное правило — не причини другим вреда. Нельзя пугать людей, вредить им, плохо говорить о них. Нельзя есть лук — многие духи не любят этого. Нельзя много пить. Нельзя брать установочную плату. Много чего нельзя. Нельзя прикасаться к женщине в критические дни. А так — живем обычной жизнью. Езжу на работу на машине, а не вылетаю на бубне из форточки. Шаман живет как все люди. Так же общается, ругается, матерится.

Корреспондент: На ваш взгляд, как современное общество относится к шаманам?

— По-разному. Кто-то говорит, например, что я цирк устраиваю, кто-то говорит, что это все секта. Когда человек смеется над этим, наговаривает, он защищается. Однажды на обряде знакомая женщина-психиатр сказала мне, что это шизофрения. Но я спокойно отношусь к любым точкам зрения..
 

Вернуться назад

  Кристина Фарберова
Тайга.инфo

   

главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

All Rights Reserved. Все права защищены.
etnografia@list.ru
© 2007-2024

       

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru