●
Договориться с шаманом можно и по телефону
Мы знаем о них из
старых фильмов. Обвешанные шкурами, с развевающимися косами, они
призывно стучат в огромный бубен и шепчут заклинания. Шаманы существуют
и сейчас. В Иркутской области они есть почти в каждой деревне. Кто такие
современные шаманы, читайте в репортажах из Прибайкалья.
|
Шаманка по имени Василий
Утро шаманки Тамары Шантановой начинается с обряда. Она заходит в свою
алтарную комнату, обкуривает, а затем окропляет молоком атрибуты
поклонения. Здесь Шантанова получает благословение от богов и общается с
духами.
Тамара Шантанова живет в бурятском поселке Усть-Орда, что в шестидесяти
километрах от Иркутска. Ее знают все. Но многие зовут не по
имени-отчеству, а дядей Васей.
- Я принадлежу к древнему шаманскому роду Хитэн Утхэ, - рассказывает
Тамара-Василий. - В нашей семье дети умирали, едва появившись на свет. И
когда родилась я - двадцатый ребенок в семье! - родители решили обмануть
богов. Отец, назвав меня мужским именем, хотел сохранить мне жизнь и
оставить после себя наследников. У нас считается, что только сын может
унаследовать способности шамана. По-бурятски меня зову Башиила, в
переводе на русский - Василий. А по паспорту я Тамара.
После школы она закончила художественное училище, получила медицинское
образование, затем закончила филологический факультет университета.
Вышла замуж и родила двух дочерей.
- А потом я заболела, - вспоминает Тамара-Василий, - долго не могла
вылечиться. Но болезнь ушла, а я стала шаманкой. Видимо, недуг был
нужен, чтобы душа и тело подготовились к новой миссии.
О ее новых способностях стали узнавать люди.
- Как-то попросили меня
приехать в одну деревню. Отец назвал своего сына именем погибшего друга.
Дух умершего вселился в тело парня и мешал жить. Молодой человек был при
смерти. Я провела специальный обряд, он длился 15 часов. Парень выжил.
Шантанова считает себя шаманкой-исследователем. Она постоянно в
странствиях - путешествует по своему району, составляет каталог обрядов,
которые проводили представители разных родов и племен.
Живет Тамара-Василий в обычной двухкомнатной квартире в типовом доме.
- В последние годы я часто в мыслях возвращалась в те места, где прошло
мое детство, - рассказывает Шантанова. - Мне вдруг захотелось быть ближе
к земле, поставить юрту. Однажды, проходя мимо пустыря недалеко от моей
трехэтажки, я услышала голос: "Возьми эту землю". Через какое-то время
мне удалось застолбить этот участок и построить настоящую бурятскую
юрту. Теперь свои обряды я провожу здесь.
Тамара-Василий заказы на обряды часто принимает по мобильному телефону и
электронной почте.
- Звонят незнакомые люди, спрашивают: "Дядя Вася, можно к вам?" Я не
отказываю. И денег не прошу. У шаманов нет таксы. Каждый благодарит
духов так, как считает нужным. Кто-то пятьдесят рублей принесет, а
кто-то пять тысяч. Сейчас у нас многие возомнили себя шаманами,
составили прейскурант: один обряд у них стоит тысячу рублей, другой -
сто тысяч. Я считаю этих людей шарлатанами.
В своей алтарной комнате Башиила восстанавливает силы. Она угощает
табаком и молоком статуэтку Будды и изображения православных святых.
- Бог для всех один, - считает Шантанова. - Хоть я и шаманка, но
преклоняюсь и перед православными святыми, и перед Далай-ламой.
Муж Тамары Шантановой давно умер, дочери выросли. Шаманка уже бабушка
семерых внуков.
- Пока рано о чем-то говорить, но может, кто-то из них продолжит наш
шаманский род, - говорит Тамара-Василий. - А пока я глава нашей семьи.
Замуж я вряд ли уже выйду - мужчины боятся связываться с шаманкой.
Владимир, шаманский сын
На острове Ольхон считают своим шаманом местного жителя Владимира
Буинова. Он маленького роста, горбат, с доброй улыбкой и очень
внимательным взглядом.
- Мне было три года, когда я упал с топчана и повредил позвоночник, -
вспоминает Буинов. - К врачам меня не возили - слишком далеко. Мой
отец-шаман бы костоправом, многим людям помогал. А вот мне помочь не
смог. В результате у меня вырос горб.
К Владимиру Бужигеевичу за помощью обращаются и буряты, и русские.
- С разными просьбами люди приходят, - рассказывает Буинов. - У кого
нелады в семейной жизни, у кого со здоровьем проблемы возникают. Я кому
молоком побрызгаю, кому водкой. Мы просим помощи у своих умерших
предков. Они говорили на бурятском языке, которого мы уже не помним.
Сейчас бурятский и русский смешались.
В Хужире недавно построили православную церковь.
- Иногда я захожу в храм, - признается Владимир. - Одна моя прабабка
была православной, вот я и ставлю свечку за упокой ее души. Местный
батюшка знает меня, мы здороваемся.
Обряды Владимир Бужигеевич проводит все реже. После них испытывает
слабость, болит сердце, голова.
- Уходят силы, - вздыхает старейшина шаманского рода. - Считается, что
сила приходит к пятидесяти годам, а после семидесяти шаманы слабеют. Мы
же, как губка, впитываем в себя чужую боль, чужие беды. Когда я умру,
меня по бурятскому обычаю сожгут. Всех шаманов сжигают. А пепел
похоронят на кладбище. Тогда я встречусь с отцом и братом, которые уже
умерли.
Жалобная книга
Русские, живущие на Ольхоне, со временем тоже стали шаманистами. Здесь
все верят, что увидеть орла - эту птицу считают хозяином острова - к
удаче. Когда случается беда, не все идут в церковь. Некоторые просто
выходят на берег Байкала и обращаются к скале Шаманке. Возле нее лежит
белый камень-диванчик. Сюда приходят, чтобы пожаловаться.
- Как-то показалось мне, что муж решил свернуть налево, - рассказывает
смотритель местного музея Надежда Копылова. - Хоть я и православная, но
всю жизнь живу здесь, знаю, что Шаманка помогает. Спустилась к Байкалу,
села на диванчик. "Шаманка, - прошу, - сделай так, чтобы не смотрел он
ни на кого. Ты же сама женщина, должна меня понять". Поплакала и пошла
домой. А дня через два к нам гости приехали, и муж пошел показывать им
Байкал. Возвращается и говорит: "Знаешь, Надя, подошел я к диванчику, и
стало мне как-то не по себе. Совесть как будто во мне проснулась. Надя,
ты ходила на Шаманку?" Я призналась, конечно. Но муж на сторону больше
не смотрел.
Подниматься на Шаманку нельзя - здесь даже щит с объявлением установили.
Но туристы, приезжающие на Ольхон, все равно стараются вскарабкаться
наверх.
- Примерно раз в год кто-нибудь обязательно срывается, - рассказывает
Надежда Копылова. - У нас часто происходят землетрясения, Шаманка
трескается, становится опасной. Но это по-научному. Когда-то иноверцам и
женщинам даже близко не разрешалось подходить к жилищу духов. Они не
любят, когда их тревожат.
Свой уголок на Ольхоне
Остров Ольхон считается энергетическим сердцем Байкала, а скала Шаманка
- одной из девяти святынь Азии. Это одно из самых популярных мест
паломничества прибайкальских бурят, по их мнению, именно здесь живут
духи. Каждое пятое дерево на Ольхоне священно. На сопках - вкопанные в
землю столбы, они символизируют древо жизни. Деревья и столбы украшены
лоскутками и ленточками, рядом оставляют деньги, брызгают молоком,
приносят в жертву скот.
- Так мы кормим, поим и одеваем своих предков, к которым обращаемся за
помощью, - рассказывает старейшина шаманского рода из деревни Маломорец
Виктор Барбасоев.
Обычно свои обряды шаманы проводят на территории человека, который
обращается со своей бедой. Заболел ребенок - шаманы идут в дом, коровы
не дают молоко - на скотный двор.
- Иногда ко мне приходят с просьбами иностранцы, - рассказывает Виктор.
- К ним на Запад не поедешь, нет у них таких денег, чтобы шамана к себе
доставить. Тогда я ищу место, которое им подходит. Места у нас особые,
здесь у каждого человека есть свой уголок. Главное, его определить. Но
если надо просить богов о чем-то большем, тут один шаман в поле не воин.
Собираемся все вместе возле Шаманки и проводим таинства.
Наша справка
Коренное отличие шаманизма от других религий в том, что здесь никогда не
обращаются к высшим богам напрямую. Во время обряда шаман призывает
ближних духов - покровителей рода и местности. Над ними стоят хаты
(цари), оберегающие всю прибайкальскую землю. Еще выше - тэнгрины
(небесные божества). Над всеми младшими и старшими духами - отец Вечное
синее небо и мать Широкая земля.
Сейчас в бурятской части Прибайкалья создаются и регистрируются
шаманские общины, проходят слеты и съезды практикующих шаманов. Совсем
недавно в регионе был создан общественный совет шаманских общин.
Самый главный шаманский праздник - Ердынские игры. Он проводится раз в
четыре года у священной горы Ерд в Ольхонском районе. Сюда приезжают
более 2 тысяч человек. Все гости встают в хоровод вокруг горы. Если
хоровод сомкнулся, считается, что обряд состоялся. А это значит, что
следующие четыре года земля будет плодородной, а люди станут меньше
болеть.
|