●
Бурятский Нострадамус
Наступление Нового
года по лунному календарю у многих порождает интерес к разного рода
предсказаниям. У бурят было много известных предсказателей. Это
Молон-багши в Еравне, Содой-лама в Баргузинской долине, Энхэрэйн Хастан
в Тунке… Но все же самым известным и при этом самым загадочным из них
является пророк Барнашка из улуса Шулута, что на Ольхоне.
|
Этого пророка и
философа знали не только его земляки ольхонцы, но и жители других
районов Бурятии и Восточной Сибири. По сей день о нем говорят, как о
величайшем предсказателе, сравнивая с Нострадамусом и Вангой и называя
«сибирским Сократом».
Неграмотный провидец
О Барнашке я беседовала с Валентином Хагдаевым, известным ольхонским
шаманом и историком, немало изучавшим историю провидца. Как говорит
Валентин, именно Барнашке приписывают предсказания о падении Российской
империи и Советского Союза, появлении электричества, радио, автомобилей,
переселении бурят с берегов Байкала, великой «огненной войне» и
последующих мировых катаклизмах.
Родом этот удивительный человек был из улуса Шулута, что располагался
рядом с посёлком Еланцы (ныне – районный центр Ольхона. – Авт.).
Происходил из крестьян. Барнашхэ Балтаханов жил в ХIХ – первой трети ХХ
века, а называли его просто Барнашка. Родился он приблизительно в 1830
году, умер в 1924 году в 94-летнем возрасте, безошибочно отмерив столь
же долгий век своей внучке. О жизни Барнашки известно очень мало. Не
сохранилось ни одной его фотографии, личной вещи, документа или записи.
Исследователи расходятся даже в правильном написании фамилии
предсказателя. Пишут также, что фамилия его была Бартагаев, Арганов.
В школу он не ходил и был абсолютно неграмотным. Росту он был среднего.
Скорее щуплый, чем упитанный, более светловолосый, чем основное
бурятское население. Жена его происходила из среднезажиточной семьи, в
браке родились дети — дочь и сын. На Ольхоне рассказывали, что
предсказывать он начал после двадцати лет. Просто ходил по домам и
рассказывал о будущем.
Изъяснялся Барнашка по-бурятски и достаточно образно, поэтому
односельчане понимали его довольно плохо и не всегда разумели, что он им
говорил. А говорил он много, временами без остановки. Обычно начинал
предсказывать с закрытыми глазами, прислонившись спиной к печке. На
многих он производил впечатление не совсем нормального человека, как
тогда говорили, юродивого. Ему часто не верили, бывало, что даже били и
забрасывали камнями. Будущее, о котором рассказывал этот человек, пугало
людей, воспринималось как нечто странное.
Еще век назад он провидел электрификацию всей страны, а также
повсеместное распространение радио и автомобилей. Вот некоторые его
предсказания: «Придет время, когда люди не будут разводить огонь, не
нужны будут печи и котлы. Люди будут брать огонь с потолка, со стен…
Люди перестанут ездить на лошадях, телегах. Появятся железные кони,
которые не будут нуждаться в траве и сене. Будут ездить на одних
колесах… В домах появятся люди без рта, глаз и ушей, невидимые, но
говорящие и поющие…».
Все сбылось
После смерти Барнашки пророчества стали сбываться одно за другим. О нем
заговорили, стали вспоминать, передавая из уст в уста то, что он
рассказывал. Мой отец помнит, как ему – тогда еще ребенку – о Барнашке
рассказал его отец. Дед мой был родом с Ольхона, жил недалеко от тех
мест, где ходил бурятский Нострадамус. Быть может, он застал, а может
быть, и лично общался с предсказателем.
Никаких записей, подобных знаменитым письменам Нострадамуса, бурятский
провидец не вёл. Он попросту не умел писать. Содержание его предсказаний
передавалось от поколения к поколению устно и, конечно, при этом
зачастую обогащалось и обновлялось.
То, что дошло до сегодняшних дней, вероятно, не раз изменялось в
словоформах, но суть была одна: «Царская власть падёт, законом будет
вершить человек-каторжанин. Царскую семью убьют. Погибнут
высокопоставленные деятели. К власти придёт человек с чёрными
волосами…». Про раскулачивание и репрессии он говорил так: «Богачи
разводят хозяйство, строят и накапливают деньги. Все их богатство
пропадет, сами они попадут в трудные места, где будут мерзнуть и
голодать, от их усадеб ничего не останется, кроме двух-трех столбов». По
словам Барнашки, «новая власть удержится 70 лет. Четырёхлетняя война
начнётся на западе, а закончится на юго-востоке. Из десяти человек домой
вернутся пятеро человек. После этой войны надолго установится мир…».
Сейчас многими обсуждается пророчество бурятского предсказателя, о том,
что его народ вытеснят с берегов Байкала люди, пришедшие из-за океана.
Согласно предсказанию, приют буряты найдут в тайной долине, вход в
которую отмечен белым писаным камнем в теснине между гор где-то в
Монголии. Если учитывать то, что буряты уже не раз переселялись, а в
конце прошлого года глава Монголии даже призвал всех своих «братьев», в
том числе и бурят, возвращаться в Монголию, то в это можно поверить.
Как утверждал Барнашка, «первым переселенцам помогут, вторые уедут без
проблем, третьи уедут, с трудом опираясь на трости и держась за коровьи
хвосты». К этому времени, по предсказанию провидца, территория
Прибайкалья должна была преобразиться до неузнаваемости: «Землю опутают
железные змеи, со дна Байкала будут добывать чёрное золото, а всю воду
из озера перекачают в искусственную котловину».
– Можно по-разному трактовать последнее предсказание, но оно практически
наполовину сбылось. Возможно, под этим следует понимать строительства
каскада водохранилищ на Ангаре, а также научные исследования глубин
озера с последующей разработкой найденных в нем газогидратов, – говорит
Валентин.
Верным признаком того, что пора сворачиваться с насиженных родовых мест,
по прогнозу ясновидца, станет начало строительства железного моста через
реку Сарму. Если исход не состоится, то местные жители увидят на берегах
Священного озера военных людей в голубых касках.
Случится ли война
Согласно предсказанию Барнашки, в будущем может случиться страшная
сорокадневная огненная война, когда «на земле возникнут катастрофические
огненные смерчи, после неё люди станут меньше ростом и разбредутся по
всему свету. Их останется так мало, что они будут вынуждены искать себе
подобных». Это предсказание как раз и сродни тем разговорам об
апокалипсисе, который будоражит людей последние несколько лет.
– Впрочем, толкование пророчеств – это как средневековое врачевание с
диагностикой больного по звёздам и дате его рождения. Любой может
свободно дополнять дошедшие до наших дней предсказания. К тому же свой
самый пугающий прогноз Барнашка давал с оговоркой: «Лучше, если
сорокадневной войны не будет». Значит, он сам не был уверен в её
неизбежности, – считает Валентин Хагдаев.
Умирая, Барнашка просил родных не предавать его тело земле, а оставить
на помосте, так как через сотню лет на его костях должны были проявиться
очень важные предсказания, которые он не сказал при жизни. Этот факт
настолько заинтересовал ученых, что в 1950-е годы учёные во главе с
академиком Окладниковым искали на Ольхоне могилу прорицателя. Тогда
местные жители наотрез отказались им помогать. От улуса Шулута, где жил
Барнашка, долгое время оставался только дом провидца. Он, возможно,
сохранился бы и до наших дней, если бы родственники не вывезли его по
брёвнам в местность Анга, где он и сгорел. Рассказывали, что одна из
родственниц после неожиданно ослепла, и люди сочли это расплатой за
нарушение предсмертного завета Барнашки – не переносить его обители и не
предавать его тело земле.
Религия Барнашки
Валентин Хагдаев за всеми предсказаниями Барнашки обращает внимание на
одну из частей учения провидца, где он говорит об отношении к шаманизму
и религии вообще. Говорят, Барнашка верил в Бога не так, как большинство
бурят, у него была своя вера. Он считал, что со временем люди просто
забудут Бога.
– Для Барнашки Богом был сам человек, его предки, натура и Вселенная. Он
очень любил людей, был необычайно вежлив и тактичен. Даже жестоко
обижавших его никогда не осуждал. Чтобы жить на Земле, человек должен
быть честным, добрым и боготворить природу, человека и человечество, а
Бог – это человек, природа и человечество, Вселенная. Барнашка говорил,
что нет необходимости задабривать Бога, он ничего не просит от человека,
тем более жертвоприношений. Все зависит от самого человека, его духовной
чистоты. Человек должен питать доверие к Богу и носить его в душе, –
заключает Валентин Хагдаев.
По рассказам, у деда Барнашки были две внучки. За дедом ухаживала
младшая Айхэ. Он говорил о том, что придет другое время, и тогда Айхэ
проживет ровно столько же, сколько прожил сам дед Барнашка – 94 года. В
начале ХХ века он уже был глубокий старик, вернувшийся на родину после
скитаний. Балтаханов обошел всю Бурятию, подолгу жил в буддийских
дацанах. Прямых потомков у него не осталось, но потомки его рода
есть, живут они ныне в селе Анга. Правнучка деда Барнашки, 70-летняя
Галина Протасовна, жена пожилого шамана Игната Францевича Хоргоева,
рассказывала, что отца Барнашки звали Бутухан, а мать Хабаля. Они были
простые крестьяне. Прадед в семье был единственным сыном. В школе он не
учился. Говорил в основном по-бурятски. Он много ездил по Бурятии, жил
при дацанах. И все, о чем там говорили, он слушал и запоминал… Прадед
умер еще до ее рождения, а сама она помнит лишь немногое из того, что
мать Айхэ рассказывала ей в детстве.
|