●
Самый северный музей
В начале осени самый
северный краеведческий музей нашей страны отмечает свой 75-летний
юбилей. И, как все северяне, делает это очень деликатно. В принципе
точная дата создания Таймырского краеведческого музея в Дудинке
приходится на 4 сентября. Но гостей музей ждёт в начале октября – когда
авиабилеты купить легче и таймырцы из отпусков вернутся.
Гордостью музея совершенно точно можно считать его этнографическую
коллекцию. В награду за деликатное отношение к народной жизни своему
музею порой доверяют самое дорогое и сокровенное. Здесь хранится целая
серия вещей, принадлежавших ранее шаманской семье из рода Нгамтусуо.
Последний из авамских шаманов Тубяку Костёркин сам передал в музей свой
костюм, совершив обряд прощания.
– Тубяку вызвал неодобрение своих сородичей. Ведь у нганасан не принято
не то что дарить предметы своего культа, даже показывать их, – отмечает
Лейла Ландина. – Но после смерти жены, которая помогала ему при
камлании, шаман посчитал, что потерял часть своей силы. И в 1982 году
передал в музей свои вещи с условием – разрешить его сыну Леониду
посещать музей в любое время дня и ночи, брать семейные реликвии, когда
тому они будут нужны.
Размещённый в экспозиции костюм Леонид Костёркин никогда из музея не
выносил, но брал другие вещи отца – бубен, палочку. Приходил и общался с
ними, как с отцом, минимум раз в полгода.
Вероятно, настолько сохранный и в столь полной комплектации костюм
нганасанского шамана нигде больше не увидишь. И даже научные сотрудники
музея убеждены – их костюм наделён очень сильной энергетикой.
– Может быть, это совпадение, но я сама неоднократно была свидетелем,
как выходит из строя аппаратура и у туристов, и у журналистов, –
признаётся заместитель директора по науке. – А как-то раз пыталась
потихонечку сфотографировать Леонида. Из многочисленных кадров
различимым был только один, и то изображение вышло странным образом
перемешанным, словно разрозненная мозаика.
Режим кормления
Особые экспонаты требуют и особого ухода. Меховую одежду летом
сотрудники дудинского музея просушивают, зимой вымораживают, борются с
кожеедом и молью. Но есть у северного музея, как у любого коренного
северянина, особые правила.
– Тубяку оставил наставления, – поясняет Лейла Александровна. – Четыре
раза в год по наступлении нового сезона стучать в его бубен. И конечно,
костюм и все предметы и шаманского, и домашнего культов обязательно
кормим. Чем? Раньше это был олений жир, оленья кровь, а сейчас
используем водку – она не оставляет следов. Немножко взбрызгиваем,
благодарим и просим прощения за то, что побеспокоили.
|