●
Шаманы Байкала дают добро
Три дня назад
безвестным ночным призраком по пустынной трасе пробирался я во тьме к
Ерд-горе. Это недалеко от райцентра Еланцы – мистическая природная
пирамида, венчающая зелёные луга под тонкой кожей зеленой травы, где
тучные стада облаков защищают сочную долину от сурового деда Байкала.
|
Переросшие бизнес
скитальцы
Речка Анга протяженностью 90 километров протекает по Прибайкальскому
национальному парку. В переводе с бурятского топоним Анга значит пасть
или же расщелина. Неглубокая и тёплая Анга рассекает по ущелью все
окрестные горные хребты и выносит свои воды в Байкал. Это место зимой
необитаемо. Зато летом село Усть—Анга оживает. Это единственная деревня
во всей Иркутской области, где жители ведут традиционный кочевой образ
жизни. Просто в другой деревне, где они зимуют, вовсе нет пастбищ для
скота – а тут есть. Отсутствующий статус населенного пункта Усть—Анги с
лихвой наверстывается солнечным или дождливым байкальским летом у
пастбищ в дни дружбы народов – всенародных азиатских гуляний у священной
горы Ерд.
Гора Ерд сложена
громадными гранитными плитами, словно выросшими из земли как менгир.
Несколько веков назад возникла традиция устраивать у подножия горы
многодневные яркие международные праздники, на которых пребывали
бурятские, монгольские, якутские рода. Во время праздника хозяину
священной горы подносили жертвы, в его честь проводили служения.
Губернатора встречали
по бурятским традициям белой пище. Как почетному гостю ему подарили
голубой шелковый шарф-хадак. Сергей Ерощенко посетил соревнования по
бурятской борьбе. На борцовском ковре сошлись соискатели чемпионского
титула – победителя в абсолютном первенстве батор Цыренов из
Баргузинского района Бурятии и Артем Раднаев из Курумканского района.
Победный танец орла перед гостями исполнил более опытный Цыренов.
Губернатор с инетересом посмотрел финал пятиборья – забег чемпионов
вокруг горы Ерд. Чемпионы-баторы соревновались на дистанции 800 метров.
Также глава региона понаблюдал за схваткой в перетягивании палки, где
уверенную победу одержал фаворит из Еланцов Валерий Баршуев. Обойдя
спортивные площадки Сергей Ерощенко побывал в юрте хозяев праздника –
администрации Ольхонского района. Его внимание привлекли юные игроки в
кости, которые подробно рассказали главе региона о правилах старинной
национальной игры.
- Чтобы что-то
возрождать, надо помнить старинные традиции. Иркутская область
многонациональна. Нам нужно помогать возрождать народные традиции. Они
тоже помогут нам вернуть людей в территории. Надеюсь, у нас все
получится. – Сергей Ерощенко также отметил, что при поддержке Юнеско в
районе планируют реализовать проект строительство этнокультурного
центра, с выставочным залом, конференц-центром,
музеем и т.д. Глава региона выразил уверенность, что этот проект будет
поддержан местным население.
- Охранять – это жить
по традиции. Все цивилизованные страны берегут природу, но ведут
хозяйственную деятельность, развивают туризм. Мы будем помогать в этом
начинании. Нам нужно возрождать наши традиции. Мы и так много потеряли.
- Спорт и традиционные игры имеют отличия, прежде всего в возвышении
себя, а в традиции – главное уважить гостя. Традиционные игры сплачивают
людей, турнир тут проводится по жребию. Сейчас же очень трудно
определить традицию от наносного спортивного состязания. В боксе ведь
надо ударять зло и четко, а в русских кулачках важна эффективность
удара. В кулачках много этических правил. Лежачего не бить, а битва
оружием – крайний вид техники… И потому состязания в ловкости имеют в
гуляниях ряд особых отличий, сравнимых с домашней кухней или же дорогой
ресторанной. Конечно, люди любят больше все как дома. И насчет кушаний
здесь тоже достигается завидное разнообразие.
Шаманы – мои друзья
Передо мной сидит Василий Дункай – удэгейский шаман. Принявший
посвящение более десяти лет назад. Он поджар и улыбчив, носит косицы как
самый настоящий индеец. Из дальних краёв Дерсу Узала и не могло выйти
иного типажа как верный друг Байкала странник Василий Дункай.
-- Сейчас я угощу вас
чаем, – сказал он и тут же принес пять стаканов монгольского зеленого
чая. Напротив нас сидят женщины—бизнесвумен. Они тоже странницы. Отложив
свои бизнеса живут в теплых странах. А мы с дядей Васей бороздим
исключительно наши северные широты в поисках мест силы и возможностей
активно сотрудничать и помогать всем того желающим встречным. Им все
интересно – то потенциальная клиентура и моих информационных потуг и его
энерготрафика.
Василий Дункай
поясняет, что всех представителей его народности удэге в свое время из
малых сел переселили в большой укрупненный поселок Бикин на Дальнем
Востоке. А при перестройке появилась потребность у народа в связи с
силами природы и высшими энергиями – пришаманел. Произошло это по
настоянию его духовного учителя и ради сохранения своего малого этноса.
Василий Дункай частый гость прибайкальских широт из-за своей
коммуникабельности и легкости. Он общается с любыми людьми играючи и
мило отвечает на любые вопросы. Как психолог и гуру в одном лице. На
Ердынский слет он приехал потусоваться, и повидать старых знакомых
друзей.
А вот сегодня заехал ко
мне на Ольхон в гости мой давний друг Геннадий Тугулов. Житель села Ялга
пришел во двор деревенского домика с супругой Оксаной. Этот шаман уже
пенсионного возраста, но он также прост и добр как и Василий. В прошлом
атеист и сельский механизатор, ныне Геннадий помогает всем желающим
обрести смысл жизни и набраться энергии от природы.
- Никакой вербовки в
шаманизм мы не практикуем, – без обиняков заявил друг мой дед Гена. И
сказал мне, чтобы я как и прочие благодарил своего покровителя в русской
православной церкви. Другое дело, все люди в большие городах – живущие
там безвылазно, очень быстро озлобляются. - Прям как собаки! Но это лишь
от общей напряженности, неумения жить в гармонии с природой. «Прилипший»
к деньгам теряет свою же силу и новые возможности. Купаться в роскоши
нельзя, иначе потеряешь возможность любить, а значит – делать добро и
помогать любым людям.
Далее Гена рассказал,
что является тринадцатым шаманом в своем роду. Самым сильным был его дед
Туугул. Стать самим собой, нести светлое и доброе людям, научиться
управлять заложенными в себе силами и энергиями – вот чему учит
байкальский шаманизм. Никакой мистики – практика! Это легко проверить в
простом общении с ним – он легко узнает ваши проблемы и даст дельный
совет. Главное – безотказность и незлобивость. Нравственная этика – вот
что важнее всего. И честность. И чуткость. И тогда духи мест силы сами
тебе помогут. А их в нашей стране множество.
И ещё об одном
удивительном человеке хотелось мне рассказать читателям. В селе Ирхидей
жил удивительной доброты и простоты человек Игорь Олзоев. Был он
председателем шаманской организации «Бургэд». Ездил к нему в гости на
три дня. Вместе со всей его семьей косили сено… Стояли удивительно
прозрачные осенние дни. Ехал с поля вместе с его братом—силовиком из
Бурятии и сыном—подростком, мечтающим стать актером на высоченной скирде
и кайфовал. Грузовой мобиль советской эпохи еле-еле ехал с такой копной
проселочными тропами к селу. Потом сидели за ужином и говорили тихо и
мирно обо всякой нелепости, формирующей жизнь. А утром я вышел к ручью
дому Олзоевых и как в детство попал. Кругом долину окружали сопки,
зеленела трава, журчал ручей. Казалось не было тех моих тридцати нелепых
лет, отданных суете… И ныне, когда есть возможность побыть наедине с
людьми силы в местах света я сажусь на коня. Скачу как призрак в ночи
ради возможности вновь ощутить каким простым и ясным все является.
Кстати, все долгожители – люди природы естественного образа жизни. Хоть
и сурового.
|