●
Правда о юкагирских шаманах
Тема публикации
определилась неожиданно, в разговоре с Джульеттой Морозовой, жительницей
поселка Ягодного Кондинского района Ханты-Мансийского автономного округа. Она оказалась внебрачной дочерью
известного художника, историка Геннадия Тимофеева из поселка
Октябрьский, с которым меня некогда познакомил редактор октябрьской
районной газеты Сергей Нартымов. Джульетта Геннадьевна собрала целый
архив, посвященный отцу, его совместным экспедициям с известным
этнографом Валерием Чернецовым, встречам с другими исследователями быта
и культуры аборигенов Югры.
Вначале была
сосьвинская культбаза
Особая тема в изобразительном и литературном творчестве Геннадия
Николаевича – жизнь и деятельность шаманов. Якуты, эвенки, энцы,
селькупы, а позже ханты и манси – со всеми удалось пообщаться, потому
что семья постоянно переезжала из одной северной территории в другую и,
наконец, обосновалась среди сосьвинских манси.
С ранних лет у Геннадия
проявились способности к рисованию. Шла война. Мужчины ушли на фронт,
специалистов не хватало, неудивительно, что юношу взяли на работу в дом
народов Севера (на сосьвинскую культбазу) художником-оформителем. Для
парня это было счастьем: сбывались мечты стать художником, получена
продуктовая карточка. В тридцатые -сороковые годы в округе действовали
две культбазы – Сосьвинская и Казымская как центры приобщения коренных
жителей к цивилизации. Красные чумы и культлодки существовали еще
дольше. Заочно Геннадий закончил Ханты-Мансийское национальное
педучилище, а впоследствии стал заочником Ленинградского института
живописи. Это были ступеньки к профессиональной деятельности живописца.
Те годы ознаменовались не только экспедициями с Чернецовым, но и дружбой
с творчески одаренными аборигенами – ханты Митрофаном Тебетевым и манси
Петром Шешкиным. Тимофеев даже подготовил кандидатскую диссертацию
«Деятельность КПСС по развитию духовной жизни Севера», но к защите ее не
приняли: мал партийный аспект.
С Чернецовым в гости к Чохрын-Ойке
Зная, что Геннадий Николаевич написал три книги «Тайны сибирских
шаманов», «Музы народов Югры», «Сибирское областничество» и повесть
«Черный шаман», я пыталась найти их в библиотеках Ханты-Мансийска. Нашла
только «Музы народов Югры». Вот отрывки из главы, посвященной общению с
Чернецовым и посещению святилища Чохрын-Ойки во владениях Казымской
богини Вут-Ими.
«…Мы оказались на берегу большого круглого озера. Тропинка оборвалась у
небольшой поляны, заросшей белым мхом. В середине поляны стояло толстое
дерево, нижняя часть которого была утыкана ножами. У корней старой
лиственницы насыпана горка железных ножей с деревянными рукоятками… На
нижних сучьях деревьев, окаймляющих поляну, висели лоскуты цветных
платков, различных тканей, шелковых лент и меховых мешочков на
сыромятных вязочках. В центре поляны большое кострище. Недалеко от него,
на вкопанных сваях укреплено длинное бревно. Это было жертвенное место.
Как правило, жертвой являлись олени. Святилище Чохрын-Ойки не вселяло
гнетущего чувства, но мистическое ощущение и осознание священнодействия
и ритуальных обрядов на таких местах давили душу необъяснимой магической
силой. Мне довелось повстречать бесчисленное множество подобных
святилищ, и всегда я ощущал чувство явно ощутимой, но неведомой силы. Я
долго колебался и все же спросил: не испытывает ли Валерий Николаевич
подобных чувств. Подумав, он ответил уклончиво: «Да. Все мы люди».
…Мы зарисовывали в свои альбомы всю поляну «таежного храма», его
приклады (дары) и стоящий в стороне сумьях (лабаз) на четырех ножках –
главный «алтарь» святилища.
…Воспользовавшись минутой отдыха, я спросил Валерия Николаевича о духе
Чохрын-Ойки. «Это лесной дух, что-то сходное с греческим Гефестом,
покровителем кузнецов и железа. Такое святилище есть в Вежакарах. Слепой
Тарас Костин, его хранитель, водил меня туда. Чохрын-Ойка, как и
Вут-Ими-Великая казымская женщина, были великими духами у народов
Нижнего Приобья». Он встал, накинул на плечи рюкзак и ружье, с какой
особой нежностью посмотрел вокруг: «До свидания, Чохрын-Ойка. До новых
встреч». Но больше Валерий Николаевич здесь не бывал.
Предсказание шамана Троцкому сбылось
Коренные жители доверяли Тимофееву и не раз приглашали на отпевание
убитого «старшего брата» медведя. Как истинный исследователь Геннадий
Николаевич подробно описывал медвежий праздник. По преданию медведь жил
на небе, а потом переселился на землю, стал патриархом человеческого
рода. Вера в тотемное животное всегда казалась им реальной силой. К
нему, даже мертвому, они относились с большим уважением. К сожалению, не
могу привести даже частично красочное описание Тимофеевым обряда:
газетная площадь ограничена, да и цель у меня несколько иная –
реабилитировать деятельность самых известных шаманов как целителей,
знатоков фольклорной поэзии и прозы.
Сто семьдесят шаманов были расстреляны в годы репрессий как носители
религиозного культа, вредного для народа.
Конечно, по авторитетности, силе воздействия на людей, положительным
результатам лечения и предсказаниям они были разными. Один из шаманов
предсказал Троцкому, когда тот находился в березовской ссылке: «Ты
достигнешь больших должностей и почестей, но тебя убьют свои же». Так и
произошло. Убийца нашел Троцкого в Южной Америке.
Доморощенные лекари
Геннадию Николаевичу приходилось видеть не раз, как шаманы исцеляли
больных, у него даже есть картина «Шаман лечит человека». Особенно
почитаемыми считались старый манси Устин Анемгуров с Тапсуя и ханты
Парана Спиридонова с Оби. Вот как врачевал Устин. Вначале он, как
настоящий доктор, расспрашивал, где и как болит, ощупывал. Потом бил в
бубен, прыгал на одной ноге, на другой. Вдруг останавливался, с кем-то
невидимым здоровался: «Пася олэн!» Значит, появились духи предков, и
начинался с ними разговор. Устин прикладывал бубен к печени больного и
«скидывал» с него что-то невидимое в огонь чувала – открытого очага в
углу избушки. Самое потрясающее для русского человека, хоть и долго
живущего рядом с таежниками, – неподвижно лежащий больной поднимался с
видом здорового. «Моя душа и мой дух ходили далеко в верхний мир», –
объяснял Анемгуров своему любознательному гостю.
Очень впечатляло лекарское искусство Параны Спиридоновой. Чтобы оно было
более чистым и сильным, она не оскверняла себя близкими отношениями с
мужчинами, дожила до 98 лет, оставаясь девственницей.
Геннадий Николаевич наблюдал, как шаманка убирала грыжу у младенца. Ее
действия напоминали массаж – пальцами и сухими щучьими зубами, потом она
присыпала животик ребенка сухой налимьей желчью. На этом лечение
заканчивалось. Говорили, что Ефим, отец Петра Шешкина, был тоже искусным
шаманом, и весь свой дар певца, сказителя, знатока обрядов передал сыну,
но тот не очень-то распространялся по этому поводу.
Можно утверждать, что Тимофеев был своим человеком в среде коренных
жителей, и все же не каждый шаман полностью открывал перед ним душу,
чтобы не нарушить вековые запреты. Он и не лез к ним с расспросами,
больше наблюдал и впитывал то, что ему рассказывали. Геннадий Николаевич
все больше убеждался, что шаманские телодвижения, звуки бубна являются
религиозно-мистическим ритуалом, под которым скрывается многовековой
опыт народной медицины в использовании целебных трав, некоторых
продуктов животного происхождения. К тому же почти каждый шаман владел
секретами гипнотического воздействия на человека, находил его
биоэнергетические точки, ну и конечно, «видел» прошлое и будущее. К
сожалению, такие знания, опыт не изучались и постепенно забывались.
Тимофеевские чтения
Давно уже нет в живых этого талантливого человека. Его картины разошлись
по музеям Березово, Октябрьского, Ханты-Мансийска, а книги стали
раритетом. Художник честно признавался, что, например, болото тоже может
написать, но не сможет постичь его душу. Но это так, к слову.
Произведения Геннадия Николаевича крайне этнографичны. В Шеркалах
регулярно проходят «Тимофеевские чтения», где речь идет о достижениях и
проблемах культуры, только сейчас становится все труднее изыскивать
средства на их проведение. И все-таки память об этом незаурядном
человеке жива, потому что он старался воспитать в людях бережное
отношение к хрупкой аборигенной культуре.
|