●
Костюм с секретом
Необычный экспонат
появился недавно в Камчатском краевом художественном музее – древнее
облачение эвенского шамана. Более 150 лет, переходя по наследству, эта
одежда служила своим непростым хозяевам.
|
Имя эвенского шамана
Буринча старики села Хаилино Олюторского района передают из уст в уста,
- Белый Камень (так переводится его имя) считался сильным шаманом! Его
обрядовые одежды шились с особым тщанием: старинную кожаную шапку
украшает вышивка подшейным волосом оленя, - это высшее мастерство! Никто
уже не помнит, кому доверял Буринча кроить свой чёрно-белый халат, чьи
руки держали древнюю иглу, которой сшивались куски ткани и кожи. Никто
не знает, откуда на шаманской шапке появился металлический бубенчик с
изображением монгольской лошади и кто сделал металлическую ручку для
бубна. Никто и не посмел бы спросить об этом Белого Камня, – шаман
даётся народу свыше, знания свои передаёт только посвящённым, и горе
тому, кто посмеет в этом усомниться!
Почти полтора столетия обрядовое облачение шамана Буринча переходило к
его наследникам: в этом распашном халате, в этих наножниках, под звуки
этого бубна разговаривали с духами его сын по имени Эмен, его внук –
Кирик и правнуки Мейны и Мачем. Они знали, у кого надо спрашивать имя
новорождённого, как вылечить заболевшего, совершали похоронный обряд и
наставляли сородичей в малых и больших делах… После правнуков культовый
костюм шамана Буринча достался его пра-правнуку Фёдору Мирхини (второе
имя - Кимельхут). У Фёдора, родившегося при советской власти (1940 год)
облачение пра-прадеда долгое время лежало без дела, - нельзя надевать на
себя обрядовые одежды предка, если ты не знаешь, что с ними делать (а в
советское время и не знали уже…). Фёдор и не пробовал надевать.
Собирались отдать халат и шапки предка пра-пра-правнуку шамана Виктору
Горнани, но и ему культовая одежда оказалась без надобности. Хранили,
потому что положено такие вещи хранить, как наследство.
В 21 веке Фёдор Мирхини тяжело заболел. Жена его Людмила в отчаянии
решила избавиться от шаманского наследства, - считалось, что хозяина
настигла болезнь из-за хранения этих вещей. Даже мелькнула мысль сжечь
культовый костюм вместе с бубном!
Уникальную вещь спасли музейщики: будучи в этнографической экспедиции,
они увидели костюм шамана Буринча и упросили стариков не сжигать его, а
продать краевому художественному музею. Главный аргумент хранителей
древностей: люди обязательно должны видеть, как выглядел настоящий
костюм шамана, - сейчас это такая редкость! Сожжём – и лишимся ещё одной
странички в истории камчатских аборигенов.
Людмила Мирхини всё-таки решилась продать обрядовую одежду в музей. К
сожалению, Фёдор Мирхини об этом уже не узнал: в начале этого года он
ушёл к верхним людям, так и не одолев свою болезнь.
А культовая одежда отправилась в Петропавловск-Камчатский. В краевом
центре новая хранительница одежд умудрилась легкомысленно примерить их
на себя. Она слегла в тот же день: сначала с воспалением лёгких, а потом
и вовсе попала в больницу с диагнозом "злокачественная опухоль"… Однако,
как только костюм из её квартиры перекочевал в витрину музея, болезни
отступили, страшный диагноз сняли, жизнь стала налаживаться… О других
недавних трагических обстоятельствах постигших тех, кто прикасался к
этому непростому костюму рассказывать не стану по просьбе участников
событий.
В музее скептики с недоверием смотрели на старые кожаные одежды, уважая
в них лишь древность и мастерство изготовителя. Однако искусствовед
Антонина Черкашина, прежде чем заниматься изучением раритета, провела
обряд, который ограждал её от воздействия потусторонних сил, и
рекомендовала сделать то же самое всем сотрудникам… Облачение шамана
Буринча сфотографировали и заключили в стеклянную витрину, строго
наказав коллективу без дела к экспонату не прикасаться…
До сих пор нет ответа, почему на самом севере Камчатки такое невероятное
смешение культур. Например, в Олюторском районе жители легко понимают
эвенский, корякский и чукотский язык, и даже в одежде – невероятная
смесь: корякская кухлянка может иметь эвенский элемент - "фартук" с
вышитым на нём "календарём". Древняя одежда аборигенов – ключ к отгадке.
Специалисты оценивают возраст костюма шамана Буринча в 160 лет, более
точно возраст экспоната установят с помощью углеводородного анализа. До
14 декабря культовая одежда повисит на открытой недавно выставке
"Содружество традиций". Там раритет можно рассмотреть, однако
задерживаться у этой витрины не советую. Вокруг ещё 600 экспонатов
(более безопасных) – свидетелей жизни аборигенов полуострова, которым
стоит уделить внимание.
|