●
Как остановить засилие алкоголя на обрядах?
В Прибайкалье коренное
население традиционно проповедует шаманизм, одну из древнейших религий
мира. Буряты сохранили веру, пережившую запреты, вытеснение и сейчас ее
заново возрождают. Но всплеск возрождения приводит к новому «прочтению»
сакральных обрядов, основанных на угощении духов предков.
|
Именно применение большого количества алкоголя имеет как для шаманов,
так и для верующих негативные последствия. Эта проблема и стала
предметом обсуждения на круглом столе «Трезвый взгляд на традиционное
проведение обрядов», который состоялся в Эхирит-Булагатской
администрации. Организовала обсуждение советник губернатора Иркутской
области Александра Будахаева, собрав представителей местных властей,
общественности, СМИ, полиции. Она объяснила свою инициативу желанием
привнести в быт местного населения приверженность здоровому образу жизни
и не скрывала своей тревоги, связанной с алкоголизацией населения
деревень.
Участница круглого стола Светлана Коновалова, начальник отдела
этноконфессиональных отношений управления губернатора Иркутской области
и правительства Иркутской области по связям с общественностью и
национальным отношениям отметила:
– Культура проведения обрядов сегодня видоизменилась, раньше применялся
тарасун, слабоалкогольный напиток, но его заменили водкой, оставив
применяемое ранее количество. Это необходимо учитывать сегодня в
практике шаманизма.
Виктор Мантыков, директор Боханского филиала БГУ, внес свое предложение:
– Хотелось бы обратиться к представителям шаманских организаций: надо
ввести ограничение при использовании алкоголя, и шаманы в этом вопросе
должны выступить духовными лидерами.
Более категоричным был Виталий Барбаев, руководитель аппарата
администрации МО «Эхирит-Булагатский район»:
– Наши шаманы, претендующие на роль духовных лидеров, должны взять на
себя ответственность и остановить потребление алкоголя на религиозных
обрядах. В противном случае мы стоим на пороге культурного распада и
деградации этноса, как такового.
А директор Центра коренных народов Прибайкалья Александр Маглеев
вспомнил историю:
– Эту деликатную проблему решить наскоком невозможно. Еще 50 лет назад в
нукутской газете была опубликована статья Сахидакова «Архидашан -
пережиток прошлого» о традиции угощать уважаемого гостя в разных домах.
Полдеревни «благодаря» таким застольям было выбито из колеи. И сегодня
на этой же земле мы обсуждаем ту же проблему.
Председатель общественной организации шаманов «Сахилгаан» Леонид Батанов
согласен с доводами, готов решить проблему на своем уровне:
– Будем коллегиально решать этот вопрос. Надо организовывать менее
масштабные обряды, чтобы исключить большое скопление народа. А также
переходить на тарасун.
Его мнение поддержала директор центра по изучению шаманизма при
Боханском филиале БГУ Надежда Цыпылова.
Александра Будахаева рассказала о том, что в Якутии и других районах
Иркутской области, где проповедуется шаманизм, при обрядах вообще
используется молоко.
Встал на круглом столе и вопрос о состояния священных мест – барисанов.
– На губернаторском совете поддержали проект – барисаны должны быть
обустроены. Можно разместить плакаты с разъяснениями, как вести себя в
священном месте, – предложила Светлана Коновалова.
Захламленность барисанов – еще одна проблема, которая тормозит развитие
этнотуризма в округе.
Светлана Буентуева, заместитель председателя организации «Сахилгаан»,
отметила, что все эти вопросы будируются организацией, предпринимаются
шаги к их решению.
На съездах шаманских организаций эта тема является одной из главных.
Хочется надеяться, что с открытием шаманского центра, которое
запланировано на конец мая 2014 года, наступит новая эра в развитии
шаманизма. Трезвая.
|