●
В лесах Приморья обитают не только звери, но и духи
Лес для удэгейцев
веками был не только местом для охоты, но и священной землей. Жительница села Красный Яр в Приморье, где живут удэгейцы, Светлана
Смирнова рассказала о том, зачем шаманы ходили в тайгу, в
каких случаях нужно благодарить лесных духов и почему малые народности
боятся, что не смогут общаться с природой, как делали их предки.
|
Лес в окрестностях села
Красный Яр среди удэгейцев считается священным, там расположены
молельные места шаманов, которые защищают духи предков. Местные жители
всегда с уважением относились к этим культовым местам, где шаманы
общались с духами. Веру в то, что лес мистическое место, укрепляли
истории о том, как духи наказывали чужаков за неправильное поведение в
тайге.
Много лет назад у нас был случай, когда неуважение к священным местам в
лесу обернулось трагичными последствиями. Тогда жители одной из соседних
деревень обстреляли "богомолку" (молельное место шаманов — ред.) и через
несколько дней у них утонули дети, причем, в том месте на реке, где это
практически невозможно. Молельное место шаманов мы потом восстановили.
Моя бабушка всегда говорила, что наша земля священная. Здесь были шаманы
в каждой семье. Что они делали, как жили, подробно рассказывать не буду.
Но знаю, что они ходили в лес, делали "богомолки", обращались с духами
леса, тайги, за исполнение их просьб благодарили духов. Вообще у каждого
растения и дерева был свой бог. Многие в эту мистику не верили, но
сейчас стали призадумываться.
Даже не удэгейцы иногда приезжают и спрашивают, как провести тот или
иной обряд. Я то, что знала, рассказывала. Иногда на корни деревьев
клали специальные подношения и просили у духа дерева что-нибудь. Даже
если ты после этого не нашел в тайге того, за чем пришел, ты должен все
равно поблагодарить этого бога. А если нашел, например, женьшень, или
подстрелил зверя, то тем более нужно сказать спасибо духу.
Общение с природой, с лесом для нас всегда было важным элементом
культуры и обычаев. Для нас очень важна возможность ходить в лес, и не
только ради охоты, но и для связи с духами. Поэтому удэгейцы негативно
воспринимают любое вторжение в лес. Приезжие часто не интересуются даже
нашими обычаями и не соблюдают правила поведения в лесу, которые приняты
у нас в культуре.
Кроме того, мы до сих пор живем дарами леса. Есть люди, которые вырубают
деревья в огромных масштабах, ловят очень много рыбы, истребляют зверей,
а мы с охоты или рыбалки приносим только минимум, необходимый нам для
выживания, чтобы накормить и себя и свою семью. Лес в Приморье очень
богат, у нас есть и кабаны, и изюбри, и лекарственные растения.
Мы опасаемся, что нам со временем могут запретить ходить в лес. Кроме
того, если лицензия на изюбря будет стоить 60 тысяч рублей, мы не сможем
ее купить. Охотиться смогут только те, кто приезжает с деньгами. А мы в
лес не попадем, хотя традиционно охотились в этих лесах, чтобы добыть
себе пропитание. Самое главное для нас охота, мы живем дарами леса и без
них мы погибнем.
|