●
Русский Бог услышал эвенкийскую молитву
...Бескрайняя тайга,
олени, чумы. Добраться до некоторых поселков Эвенкии можно только на
вертолете (или на снегоходе по замерзшим рекам). Здесь нет Интернета и
не ловят мобильники. Банковские карты? Да их тут никто и в глаза-то не
видел! Вообще все мерки большого мира, к которым мы привыкли, сюда не
подходят и только мешают...
|
Но цивилизация все-таки
коварно проникла даже сюда: на электричестве, вырабатываемом нефтью,
работает пара телеканалов. Именно ТВ, да еще водка и волки составляют
главное зло для местных жителей. Из-за них они теряют самое дорогое —
оленей. А еще из-за них эвенки все чаще мечтают уйти на Большую землю.
Единственное, что не смогло убить в эвенках ТВ, так это их веру в духов
природы. Шаманов в поселке Суринда вроде как нет, но есть потомки тех,
кто когда-то считался великими Проводниками духа. И к ним люди
тянутся... Христианство в Эвенкии не особенно прижилось. Нежизненно
оказалось оно здесь, где кругом тайга и всем управляет природа. Тем не
менее исконная вера под влиянием миссионерского давления претерпела
изменения. Современными исследователями описано много случаев некого
синтеза шаманизма и православия. Например, в Байките представительница
коренного населения убеждала информатора принести жертву духам. Каково
же было его удивление, когда эвенка сообщила, что регулярно посещает
православный храм, стараясь не пропускать ни субботние всенощные, ни
воскресные литургии.
Вот, к примеру, еще случай, описанный исследователями: пожилая
жительница Суринды Людмила Харбонова тоже молится Господу Иисусу Христу,
но не от своего имени, а от лица воспитавшей ее бабушки. По словам
информантки молитва бабушки спасла ей жизнь - бабушка, живя в тайге и не
слова не понимая по-русски, очень верила в русского Бога. Бабушка
рассказывала внучке, что начала молиться Христу Спасителю в детстве,
после смерти родителей. В самое трудное время ее детства луча (русский)
- точно такой луча, как на православных иконах - предстал пред сиротой
со словами надежды и утешения. Предки Людмилы Дмитриевны возили на
священном олене икону Иисуса Христа, а также довольно большой и тяжелый
церковный колокол, приобретенный у русских купцов. Когда внучка тяжело
заболела, верующая бабушка забрала ее из советской больницы, увезла в
тайгу, где долго пела у иконы Иисуса Христа и звонила в колокол, чтобы
русский Бог услышал эвенкийскую молитву. Когда Людмила пришла в
сознание, привели оленя, чтобы девочка вдыхала его дыхание. Чтобы
болезнь ушла, оленя принесли в жертву перед иконой Спасителя. Что самое
интересное — ребенок выжил. То ли благодаря молитвам, то ли жертвенному
оленю... А может, просто благодаря чистейшему таежному воздуху и
крепкому организму. Благодаря Христа за исцеление внучки, таежная
жительница ежегодно вешала на дерево отрез новой ткани.
А еще эвенки не растеряли их в чем-то наивную, но такую подкупающую
простоту и доброту. Эвенк может снять с себя талисман (который
достался в наследство от прабабушки и оберегал его много лет) и отдать
незнакомцу. Просто потому, что почувствовал: тому нужнее. Наверное,
потому в Эвенкии преступность низкая, хотя почти в каждом доме есть
ружье. «Вы нам на перевоспитание привозите москвичей», — шутят эвенки.
Не такая уж плохая идея...
|