●
Буха Нойон Ехэ Тайлган сопровождался большими знаками
С 13 по 15 июня в
Тункинском районе Республики Бурятия при большом стечении народа прошел
межрегиональный фестиваль "Буха Ноёной Ехэ Тайлган" и международная
научно-практическая конференция "Живая природа - живая кочевая
культура".
|
В местности Таhархай,
близ улуса Далахай, у подножия горы легендарного, обожествляемого
бурятами Буха-нойона собрались тысячи людей, съехавшиеся сюда почти со
всех районов этнической Бурятии. Это были жители Тунки, Оки, Закамны,
Бохана, Осы, Алари, Курумкана, Аги и других местностей. Таким образом,
это был действительно массовый коллективный молебен, каким и должен быть
Ехэ Тайлган (Большой, или Великий, Тайлган).
Тайлган (тахиха, буулгажа хундэлхэ) - переводится как поклонение или
коллективный молебен. Каждый шаманский обряд поклонения или тайлган
посвящался конкретному божеству, группе эжинов, покровительствующих
какой-либо одной стихии или явлению, скажем, духам воды или гор.
Сопровождается обильным приношением жертвы – в виде разного рода
подношений.
Обычай проведения тайлганов, свидетельствующий о традиции единства с
природой бурятских и монгольских племен, формировался и обретал силу еще
в те времена, когда такие персонажи как сам мифологизированный
Буха-Нойон были вполне реальными историческими лицами. Однако, как
выясняется, по прошествии десятков (если не сотен) веков они и сейчас
воспринимаются народом не менее живо. Уже их «духи» в сознании потомков
древних племен продолжают жить, проявляя активность в разного рода
«деяниях». Правда, теперь мифические персонажи уже обрели поистине
«божественное» могущество! Подтверждением тому – рассказы
непосредственных участников и очевидцев таких событий, каким стал
прошедший Буха-Нойон Ехэ Тайлган (Великий тайлган, или «большое
поклонение с принесением жертвы» Буха-Нойону).
К примеру, один из очевидцев этого сколь грандиозного, столь и
таинственного события – журналист из Бурятии Александр Махачкеев –
рассказал в соцсетях о загадочном происшествии, сопровождавшем это
действо, уходящее своими корнями в древнейшие времена:
Буха-нойон и жизнь одного коня
Мы подошли в финале священного действа. Огромная зеленая поляна на
опушке молодого березняка, праздничная атмосфера, рокочущие звуки
бубнов, дым костра и запах горелого мяса – в жертву был принесен баран.
Мы просили у Буха нойона покровительства и благословения себе и своим
близким, повторяя про себя имена и годы рождения: "О, Бухэ-нойон, будь
добр к нам и справедлив..." .
Над Буха-нойоном стала сгущаться туча, постепенно поднимался и
усиливался ветер с северо-западной стороны, со стороны Буха нойона, со
стороны Алари и Иркутска, упали первые капли дождя. А в это время с
противоположной стороны – Джиды и Закамны – также стали сгущаться тучи.
Ветер Буха-нойона ещё более усилился, когда народ, завершив ритуал, стал
разъезжаться. А в лагере фестиваля ветер рвал палатки и ронял шесты с
флажками. На наших глазах несколько парней с трудом удерживали
деревянный остов шатра. "Это хороший знак, к окончанию молебна всегда
идет дождь", - говорили люди. Однако вскоре ветер угнал тучу вдоль
хребта в сторону Байкала, и все успокоилось.
Но, спустя три-четыре часа, тучи со стороны Джиды и Закамны окончательно
закрыли горизонт, заполнили небо и, к завершению спектакля "Угайм сулдэ",
где разыгрывалась театрализованная версия истории Буха нойон – на землю
обрушились хляби небесные. В это время мы уже ехали на ночлег в Аршан.
С утра все небо было затянуто тучами. На изумрудных пастбищах Тунки
паслись табуны и стада. Множество всадников скакало в разных
направлениях. Такого количества наездников и табунов я не видел нигде в
этнической Бурятии. А когда мы подъезжали к Зун-Мурино, откуда явственно
был виден силуэт Буха-нойона, то увидели поваленные ветром два бетонных
столба ЛЭП. Около одного из них лежал труп коня. То ли его придавило, то
ли убило током. Столбы упали в сторону противоположную от Буха-нойона –
и, значит, ветер дул с его стороны…
Я не раз видел фотографии с тайлаганов, посвященных Буха-нойону, с
жертвоприношением коня. Неужели легендарный прародитель булагатов и один
из наиболее могущественных бурятских богов, забрал себе то, что ему по
праву принадлежит? Жизнь одного коня. "О, Бухэ-нойон будь добр к нам и
справедлив..."
Насколько силен Буха-нойон?
Баир Цырендоржиев, председатель Межрегиональной общины шаманов «Тэнгэри»,
кандидат психологических наук так объясняет суть культа Буха-Нойона:
«Буха-нойон является главным в пантеоне божеств «Арын 13 ноёд». Ему
поклоняются бурят-монгольские племена хонгодоры, хоринцы, булагаты,
баргуты, дагуры и другие. Поэтому во всех основных местностях, где живут
буряты, везде есть священные места, связанные с поклонением Буха-нойону.
Бык – один из мифологических прародителей-тотемов бурятского народа,
объект шаманистского культа. О нем сложено множество легенд и народных
сказаний.
В одной из них рассказывается о том, что бык пришел сюда через
Санагинский хребет. От него чудесным образом забеременела дочь Тайжихана
и стала матерью предков бурятских племен – эхиритов и булагатов. В
другой рассказывается о том, как встретились на Байкале два могучих быка
– белый и пестрый и начали битву за право быть правителем этой земли.
Битва длилась много дней. Но никто из них не мог победить. Тогда пестрый
бык ушел в Баргузинскую долину, где превратился в камень Буха-шулуун, а
белый ушел в тункинскую долину, где превратился в белую скалу Буха-нойон,
но оба они стали известными, обоим поклоняются люди.
В цикле преданий о Буха-Нойоне говорится о том, что он женился на дочери
неба Будан-хатан-иби, от которой имел 9 сынов и дочь, его сыны стали
царями 9 разных гор. Согласно современным шаманским воззрениям, у
Буха-Нойона было 90 сынов и внуков в ранге хатов – хозяев горных вершин
Восточных Саян и других мест Прибайкалья.
Есть версия, что булагаты являются потомками племени Чинос, которые в 13
веке были уведены Буха-нойном в поход в Среднюю Азию, где, по тюркской
традиции, их называли булагачинами. Булагаты возводят свою родословную к
легендарному первопредку Буха-нойону, чьим сыном был Булагат, от
которого произошло племя. В мифологии Буха-нойон представлен как
тотемное существо – бык предводитель рода булагат, а позднее – всего
бурятского народа.
Многие исследователи считают Буха-нойона реальной исторической
личностью, вождем булагатов, военноначальником, поставленным над ними
монголами, который возглавил тумэн (10 тыс.) войск Чингис-хана в походе
на запад. В середине-конце 14 века, по некоторым данным, в предгорьях
Монгольского Алтая, близ Тянь-Шаня, они образовали ханство булагачи,
позже разгромленное войсками Тимура. Неизвестно, вернулись ли булагачины
в свои родные края или остались, но оставшаяся в Предбайкалье группа
родов чинос стала называть себя булагатами. Потомки рода Булагат
проживают ныне в основном в Иркутской области».
Оставил свой след во всех монгольских землях
Места, где боги и духи проявили себя или где они действуют, выделяли
особо как святое пространство. В таких местах - «контактной зоне» между
мирами – сооружали обоо, устанавливали столбы-сэргэ и привязывали на
ветки деревьев ленты-залаа. Место объявляли священным и сюда приезжали
специально для проведения обрядов. По обычаю, который особенно соблюдает
местное население, нельзя пройти мимо такого места, не почтив
духа-энжина – хозяина такого места, иначе не будет удачи. В ХVII-XVIII
вв. многие шаманские святыни в Бурятии были ламаизированы, и на них
стали проводиться буддийские обряды.
Места, связанные с Буха-нойоном, есть и в Забайкалье, Монголии и Китае.
Известен Буха-Сагаан обоо рядом г. Борзя в Забайкальском крае, особо
почитается у баргутов Китая Бухын-Мургэл обоо. В Агинском Бурятском
округе Уудэн-сумэ (Храм ворота) на священной горе Алханае смотрит на
остров Ольхон, этим самым поддерживается особая связь с божествами
Ольхона.
Одинаково шаманистами и буддистами Монголии почитается Шаргай Нойон
Бурхан-Баабай, один из главных местных божеств, посланных «высоколобым»
отцом Тэнгэри на землю защищать людей. Песок Белой Горы Бурхан Баабай
считается священным. Его берут с собой, носят в куличке, вешают над
дверью. Считают, что эта земля оберегает дом от злых духов. Буддисты
изображают его в виде всадника на белом коне, а шаманисты – с
подчеркнутыми признаками пола и почитают его как покровителя рода,
потомства.
Известны шаманские призывания, где упоминается имя Буха-нойон баабай, и
места почитания Буха-нойон баабай – горы, носящие его имя (около сел
Далахай Тункинского района и Санага Закаменского района)» - отмечает
Баир Цырендоржиев широту распространенности культа почитания
Хозяев-покровителей в разных местностях.
Остается надеяться на то, что жертва, а также подношения и горячие
молитвы стольких людей со всей этнической Бурятии удовлетворили
могущественного Буха-Нойона. И всех ждет процветание и благополучие!
|