●
Шаманский дар – удха
Перед тем как стать
шаманами большинство людей - около 70% - болеют так называемой шаманской
болезнью. Это сильнейшее нервное расстройство, которое не лечит обычная
медицина. И лишь посвящение в шаманы способно снять недуг.
|
– У каждого человека
болезнь проявляется по-разному. У некоторых в виде болезней различных
органов. При этом врачи не могут поставить диагноз, – рассказал верховный шаман религиозной организации «Тэнгэри»Баир
Цырендоржиев. – Бывают психические нарушения. Человек слышит, видит
различные сущности. Может развиться падучесть, не будет налаживаться
жизнь.
Наследственный дар
Шаманские способности передаются по наследству. Вся сила в шаманском
корне (по по-бурятски «удха»). Согласно тенгрианским религиозным
воззрениям, у каждого шамана есть Мать-Хищная Птица. Она показывается
только дважды: при духовном рождении шамана и при его смерти. Птица
забирает его душу, уносит в преисподнюю и оставляет для дозревания на
ветке ели. Когда душа достигает зрелости, птица возвращается на землю,
разрывает духовное тело потенциального кандидата в шаманы на мелкие
кусочки и раздает их злым духам болезней и смерти. Каждый из духов
пожирает доставшийся ему кусочек тела. Это обеспечивает будущему шаману
способность лечить соответствующие болезни. После поедания всего тела
духи уходят. А Мать-Птица складывает кости на место, и кандидат
пробуждается, как от глубокого сна.
Иногда инициация шамана проходит по другому - злые духи уносят душу
будущего шамана в преисподнюю и закрывают ее в отдельном доме на три
года (для тех, кто станет низшим шаманом, только на один год). Именно
там душа шамана проходит посвящение. Духи обезглавливают его, голову
откладывают в сторону (чтобы кандидат мог собственными глазами видеть
свое расчленение) и разрывают духовное тело на мелкие кусочки, которые
затем делят между собой (духи различных болезней). Только при таких
условиях будущий шаман обретает способность исцелять. Затем его кости
покрываются свежим мясом; в некоторых случаях он получает также и новую
кровь.
Вот фрагмент из книги В.Н. Басилова «Избранники духов»: "Когда я лежал в
этом положении, стали тянуть влево за переносье железным крючком.
Оказалось, что я лежу в устье Кровавой реки с течением вперед и назад.
Из этой реки почерпнули воды и досыта напоили меня, затем, просверлив
уши, положили в глиняную посуду и сказали: «Ты стал знаменитым шаманом,
имеющим кровавое подножье".
Отказ от судьбы
Смысл шаманской болезни – смерть обычного человека и рождение шамана. В
обычных условиях такое рождение – результат призыва человека духами
предков. Если избранник отказывался, он либо умирал, либо сходил с ума.
- Если человек отказывается от дара, то он будет убыточен во всем.
Не только в финансовом плане, но и в психологическом, – отметил Баир
Цырендоржиев.
Можно привести для
этого высказывания пример. Имя легендарного мошенника и афериста Цырена
Гананова известно далеко за пределами Бурятии. За плечами уроженца
Курумканского района не одна судимость, побеги из следственного
изолятора, психиатрической больницы и десятки доказанных в суде
преступлений. Мошенник известен не только правоохранительным органам. О
нем не раз сообщали СМИ, в том числе и федеральные. Его жертвами
становились не только пенсионеры, но и сотрудники полиции. Так, в
Иркутске Гананов, представившись слушателем Высшей школы милиции,
попросил форму у полицейского, чтобы якобы сфотографироваться. Тот ему
поверил. При этом ранее ни по одной судимости он не отбывал срок. А в
молодости ему поставили диагноз «мания преследования».
Судебно-психиатрическая экспертиза раз за разом признавала его
невменяемым и отправляла на принудительное лечение. Из этих больниц
Цырен благополучно сбегал. При этом обслуживающий персонал утверждал,
что мимо них он не проходил.
На малой родине Гананова - в Курумканском районе - его считают
человеком, заблудившимся в жизни. Некоторые связывают его поведение с
наследственностью. Так, ранее по его родословной жила и помогала людям
сильная шаманка-удган. Она обладала настолько сильными способностями,
что могла одним движением руки остановить бегущую лошадь.
Вероятно, столь сильный шаманский дар мог быть передан Цырену Гананову,
однако, по всей вероятности, он не справился с этим даром. Ведь
сложность процесса перехода в том, что происходит изменение основ
мировоззрения. Под влиянием депрессивного состояния человек совершает
активные действия, меняет стиль жизни. Разрушает контакты с социумом,
теряет свое место в окружении, постоянно меняющееся мироощущение
заставляет совершать поступки, которые для внешнего окружения кажутся,
по крайней мере, странными. От этого теряются друзья, работа, может,
даже семья.
|