●
В Санкт-Петербурге работает выставка о сибирских шаманах
16 ноября в Музее
истории религии в Санкт-Петербурге открылась выставка, посвященная
шаманству как явлению. Явлению, играющему главную роль в социальной,
культурной и психологической сферах жизни народов, населяющих разные
регионы земного шара. В том числе - Сибирь, Чукотку и Приамурье.
Шаманы – это особенные люди, способные, по выражению современных
исследователей, «сознательно управлять подсознательным». Они обладают
развитым творческим художественным мышлением, владеют навыками вхождения
в «измененное состояние сознания» (транс или экстаз) и целесообразно
действовать в таком состоянии, контролируя как свое поведение, так и
настроение (реакцию) своих зрителей.
В фондах Музея хранится
уникальная коллекция предметов, связанных с конкретными сибирскими
шаманами, о жизни и деятельности которых известно из архивных материалов
и работ исследователей. На выставке, включающей более 130 экспонатов
(детали шаманского костюма, священные атрибуты - бубны, колотушки,
посохи, изображения духов-помощников, принадлежавшие шаманам сделанные
ими рисунки, фотографические и акварельные портреты шаманов) посетители
получат возможность подробно разобраться в том, что составляло и
составляет деятельность шамана, какова его роль в обществе и обязанности
перед соплеменниками, как происходит камлание шамана, воспринимаемое как
путешествие в иные миры, и общение с разнообразными духами, цель
которого – получение их помощи или, наоборот, борьба с ними.
Первый раздел выставки
познакомит с особенностями шаманства у чукчей, большинство которых – и
мужчины, и женщины - умели так или иначе взаимодействовать с духами.
Почти все владели магическими формулами против злых духов, вызывавших
различные несчастья и неудачи. В каждой семье обязательно имелся бубен,
считавшийся семейной святыней. Бубен использовался на различных
праздниках, игра на бубне аккомпанировала песням и танцам. В центре
раздела два персонажа: потомственный шаман Онно из чукотского поселка
Яндогай, который по просьбе художника и искусствоведа И.П. Лаврова одним
из первых зарисовал свои видения, и расстрелянный в 1938 г. шаман
Анкауге («Вдохнувший от моря») из поселка Нутепельмен на берегу залива
Лаврентия, известный, в основном, благодаря записям и коллекционным
сборам того же И.П. Лаврова.
Ненецкие шаманы
делились на три категории, в зависимости от того, в какие миры они могли
проникать. Были «светлые» шаманы, которые общались с небесными духами,
путешествовали по верхним мирам. Они считались наиболее сильными. Были
шаманы, сферой деятельности которых была земля, им помогали земные духи.
Были шаманы, связанные с подземными духами. Они провожали душу умершего
в загробный мир. В состав выставки вошел комплекс предметов,
принадлежащий шаману Хылячу, а само имя этого шамана удалось установить
благодаря архивным материалам собирателя И.Ф. Скачкова, который посетил
территорию ненцев, живущих в районе реки Надым, в 1937 г.
Самые большой раздел
выставки посвящен шаманам нанайцев, ульчей и орочей (территория Нижнего
Амура и Приамурья). Отличительными чертами этих народов является
представление о том, что шаман обладает особой душой, отличающейся от
души обычного человека. Каждый шаман имел свою мифическую территорию в
ином мире, передаваемую по наследству. Важнейшей функцией шамана на
Нижнем Амуре было не только лечение больных, но и хранение душ людей.
Истории нанайских шаманов М.Т. Онинка и Г.К. Гейкер (урожденной Онинка)
известны благодаря работам этнографа А.В. Смоляк, которая, начиная с
1950-х гг., вела полевые этнографические исследования в Приамурье.
Многие предметы были переданы в музей А.В. Смоляк и родственниками
шаманки. В 1973 г. музеем была организована экспедиция в Хабаровский
край, под руководством сотрудника музея Я.И. Шурыгина. Шаманство у
орочей было развито слабо по сравнению с соседними народами. Шаманы были
хранителями родовых традиций, но шаманский культ не занял здесь
господствующих позиций. В каждом роду у орочей был один сильный шаман.
Но к его помощи прибегали лишь в исключительных случаях: серьезная
болезнь, проводы души умершего в загробный мир, а также очищение женщины
после родов, поиски пропавших людей, животных или вещей.
Завершающий раздел
выставки рассказывает о шаманах народов Южной Сибири. Благодаря работам
одного из крупнейших исследователей культуры народов Алтая А.В. Анохина
(1869-1931) известны имена, родословные и тексты камланий многих
алтайских шаманов, живших в кон. XIX – нач. XX в., например Мампыя,
шамана, жившего на реке Ашиякту в нач. XX в. Одним из самых интересных и
неординарных шаманов, история которого представлена на выставке,
является Мерей (в крещении Кондратий) Танашев (1885-1937). Будучи
вначале православным алтайцем, он перешел в бурханизм, «белую веру»,
возникшую в 1904 г. среди алтайцев как форма выражения их национального
самосознания, и даже был ее священнослужителем – ярлыкчи. В 1910 г. он
перешел в шаманизм Перед Первой мировой войной он снова крестится и даже
некоторое время служит диаконом. Также он работал десятником на земляных
работах в Гомеле, а после революции, в 1920-е гг. – «ликвидатором
неграмотности». Танашев приезжал в Ленинград, где в павильонах
«Ленфильма» снимался в фильме Г.М. Козинцева «Одна», «изображая» шамана.
В настоящее время шаманство возрождается в местах своего традиционного
распространения. В Республике Тыва и в других регионах Южной Сибири этот
процесс принял наиболее интенсивный характер.
В современном тувинском
шаманстве возникают новые формы – организации шаманов. Это нетипично для
традиционного шаманизма. В столице Тувы Кызыле в настоящее время
существует несколько шаманских организаций: «Дунгур» («Бубен»), «Тос-Дээр»
(«Девять небес»), «Адыг-ээрен» («Дух медведя») и др. Задачей подобных
центров и обществ является поддержка в современных условиях тувинского
традиционного уклада жизни, включающего традиционное шаманское
мировосприятие и практики.
Выставка продлится до 15 февраля 2016 г.
|