●
Защитника священной земли хантов нефтяники собираются отправить в тюрьму
Хантыйского шамана,
хранителя священного озера, обвиняют в том, что он угрожал оружием
нефтяникам. Старику грозит тюремный срок.
|
Среди тайги Сургутской области есть
озеро Имлор, священное для народа хантов. Старый оленевод Сергей Кечимов,
потомок шаманов и фольклорных музыкантов – его хранитель. Это не громкие
слова: люди со всей округи приезжают сюда, чтобы провести обряды,
помолиться земным и небесным богам.
Сергей со своей семьей и оленями всю жизнь провел на стойбище на берегу
озера. Но сегодня Сургут – центр нефтедобывающей России. Год за годом
нефтепромыслы подступали все ближе к селениям хантов, а с ними –
токсичная грязь, мусор, пожары. Пастбищ для оленей почти не осталось,
дарами леса уже не прокормиться. Люди уезжали один за другим в новенькие
«нефтяные поселки», а Сергей решил остаться. Это его земля, и он несет
за нее ответственность – перед родом и перед богами.
Местные помнят предание: на островке посреди озера случился бой посланца
небесного бога – Каменного медведя с Юганским богом, и Каменный медведь
был смертельно ранен.
В начале прошлого века исследователь Карьялайнен записал в своём
дневнике: «Когда уйдёт, исчезнет «Сорни най» – хранительница священного
озера Имлор, уйдёт и исчезнет маленький народ, которого она оберегает
также, как пастух хранит и оберегает своих оленей».
Маленький домик Кечимова из потемневших бревен – теперь последний жилой
на берегу Имлор. Со всех сторон озеро окружено трубами и скважинами
Федоровского месторождения компании «Сургутнефтегаз». Ночью небо над
стойбищем подсвечивают факелы, в которых сжигают газ.
Сергей блюдет свои тайные обязанности хранителя со всей преданностью. А
еще убирает браконьерские сети, прогоняет собак, призывает к порядку
нарушителей покоя священного озера.
«Бывает, приду к рыболовному запору, а там стоит русский, выгребает
рыбу. Я его спрошу: Ты что тут делаешь? Здесь нельзя тебе рыбачить. Мы,
ханты, берем столько, сколько необходимо для еды, а ты забираешь все.
Всегда с руганью, с оскорблениями проходят такие встречи», –
рассказывает Кечимов.
Пытался он прогнать и нефтяников, которые появились на берегу Имлор в
прошлом сентябре: привезли собак, охотились, где нельзя, бросали мусор.
А ведь раньше здесь были тишина и покой, ни дорог, ни посторонних людей…
И вот эта верность своему долгу довела Сергея до беды.
Однажды собаки нефтяников загрызли оленя Кечимова, а потом напали и на
него самого. Старик взял ружье и застрелил собаку.
А через несколько дней к нему приехала полиция, требовала подписать
какие-то бумаги на русском языке. Сергей по-русски говорит плохо, почти
не читает. Образования у него нет – да и к чему оно было в тайге? Спустя
несколько дней он узнал, что эти бумаги – признание в том, что он
угрожал оружием нефтяникам, и, более того, вымогал деньги!
Дело было моментально передано в суд по статье «Угроза убийством»,
судебное заседание назначено на 17 августа. Сергею грозят два года
тюрьмы. Местные считают, что так нефтяники хотят припугнуть слишком
строптивых коренных, а заодно и избавиться от Кечимова, который
буквально встал у них на пути.
Оленевода защищает бесплатный адвокат, предоставленный государством.
Адвокат намерен опротестовать признание, поскольку подзащитному не
предоставили переводчика с хантыйского. На сайте молодежной организации
обско-угорских народов собралась небольшая группа в его поддержку.
У «Сургутнефтегаза» на озеро Имлор – большие планы. Оно входит в состав
богатого Федоровского месторождения, разработки на котором идут еще с
80-х. Под самим озером, по оценке компании, залегает до 1 миллиона тонн
нефти.
Бурение на берегу еще не началось, а нефть, которая подтекает из
ближайших труб, уже попадает в водоем. Добыча нефти в России – вообще
дело грязное.
Два года назад в Сургутском районе была экспедиция Гринпис, мы выявляли
нефтяные разливы и общались с коренным населением. Найти утечки здесь
нетрудно: трудно, напротив, найти здоровые, не отравленные участки леса.
Сергей Кечимов тогда показал нам то, что творится вокруг его угодий.
Для природы и коренных жителей опасно не только загрязнение. Здесь
раньше не было дорог, а теперь по путям, проложенным нефтяниками, пришли
браконьеры. Завалили мусором берега, даже поставили охотничьи избушки. А
стоит оставить костер или бросить окурок – разгорится пожар, и от леса
мало чего останется.
Согласно традиции хантов, в священных местах действуют строгие табу:
нельзя разводить костры, рубить деревья, охотиться, ловить рыбу и
как-либо еще тревожить духов. Такие места созданы «самой природой для
чистоты помыслов и мирного раздумья».
Но земля принадлежит хантам лишь формально. Участок Кечимова официально
называется «территория традиционного природопользования № 6». Недра,
леса, земли на таких территориях – государственные, и правительство
вольно передать их любой компании в пользование. Компания лишь должна
получить формальное согласие и заплатить небольшую компенсацию.
Местные активисты добивались для озера официального заповедного статуса.
Но в дело вмешался лично глава Сургутнефтегаза Богданов, который
обратился к губернатору.
Представитель компании тогда заявил, что какие-то шесть дополнительных
кустов ни на что не влияют: «… учитывая то, что с каждым годом
надёжность объектов и качество строительства возрастают, говорить о
серьёзных негативных последствиях не имеет смысла».
Компания предложила свой вариант «частичной» охраны озера, а точнее,
выделить несколько участков для обрядов коренных. Которые фактически
станут небольшой резервацией посреди нефтепромыслов. Инфраструктура при
этом подойдет к самому берегу, и даже частично зайдет в воду. Что тогда
останется от священного озера – нетрудно догадаться. И даже пожаловаться
будет некому, если заберут его последнего хранителя.
|