●
Сплав шаманства и буддизма
В современной Тыве
возник уникальный сплав шаманизма и буддизма. По мнению ряда
исследователей, конфликт между буддизмом и шаманством существовал только
в начале, но затем он смягчился, и между ними установились мирные
контакты. Это произошло благодаря веками отработанной буддизмом системе
приспособления, трансформации, усвоения сложившихся в обществе
сакральных традиций, управляющих повседневной жизнью народа.
В повседневной жизни
«сплав шаманства и буддизма» прослеживался в браках между ламами и
шаманками, что довольно распространенное явление не только у
тувинцев, но и у монголов и бурят. Иногда шамана приглашают в буддийский
храм, чтобы он совершил жертвоприношения духам по своему обряду. Бывало,
что лама обращался к шаману с просьбой изгнать из его юрты злых духов.
Кроме этого, «ламы считают естественным в случае заболевания или
какого-либо несчастья обращаться к шаманам, мало того, за отсутствием
шамана даже некоторые из шаманских процессов исполняются ламами».
Исследователь П.Е.Островских был свидетелем случая, когда лама, вывихнув
руку, лечился разными тибетскими лекарствами, обращался к ламам-лекарям,
наконец, приехал за помощью к шаману. Он же отмечает и обратный факт,
когда шаман ездил к ламе лечиться тибетскими лекарствами.
Очень специфичным явлением в религиозной жизни общества являются особые
служители культа, которых в народе называют «бурхан-хам» (буквально
будда-шаман). Они одновременно выполняют функции ламы и шамана.
Изучить
этот сплав, а также пообщаться с духами и
обратиться к Будде, решил корреспондент Роман Никифоров.
|
В шаманской поликлинике
в центре Кызыла сегодня утром не принимают – специалисты проводят обряд
федерального значения. «Чтобы и духи, и разные древние боги дали нам,
россиянам, счастье и мир», - пояснил верховный шаман республики Тыва
Адыг-Тулуш Кара-оол Допчун-оол.
После обеда целители расходятся по кабинетам, где есть необходимые для
работы спецодежда и древние артефакты: метеорит, которому четыре тысячи
лет, тысячелетняя стрела, тотемы для поиска заблудших душ и ээрены, они
же ангелы-хранители.
Проблемы у посетителей самые разные. У кого-то пропали документы. «Я
оставила их в машине. Сюда приходишь - здесь все рассказывают», -
сказала жительница Кызыла Ульзар. А у кого-то ребенок страдает
лунатизмом. «(Целитель – прим. ред.) полностью его обкурил, это все
изгнал», - заверила другая жительница Кара Ондар.
Одна благополучия семья решила просить за свою дочь-студентку и у
шаманов, и у буддистского ламы. Внешне ритуалы кажутся похожими, тот
только вместо бубнов колокольчик, а вместо заклинаний – молитвы, но тоже
нараспев.
Места в окрестности города Чадан буддисты считают святыми. Когда-то
здесь был большой монастырь. При большевиках его разрушили, половину
монахов репрессировали. Теперь храм возрождается, в перспективе он
сможет принять до полутысячи послушников.
Из Непала в Тыву привезли тысячу позолоченных Будд. Это настоящий
народный проект - пожертвования собирали по всей республике.
Чабан Пата Кунгаа живет на юге Тывы, на самой границе с Монголией. Он
угощает гостей деликатесами - козьими потрохами и желудком с запеченной
кровью. Впрочем, местные грубошерстные козы - это не столько продукты
питания, сколько ценный пух, по качеству сравнимый с ангорским. После
развала Союза эта уникальная порода почти исчезла. Пата же сумел
сохранить и даже увеличить свое стадо. Он уверен: в дело вмешались
потусторонние силы. «Духи помогают. Потому что традиция у меня, видишь,
я боговерующий», - сказал Пата Кунгаа.
Несколько раз в месяц чабан вместе с родственниками переодевается в
национальные одежды и едет к своим покровителям. Гора Кежеге, то есть
«Мужская косичка» - это место силы, где всегда много паломников. Легенда
гласит, что именно здесь прятался раненый Чингисхан.
Сюда люди приносят игрушки, которые олицетворяют их мечты. Кто-то хочет
новую машину, кто-то - новый дом, кто-то - завести ребенка, кому-то
нужен скот, а кто-то просто хочет наладить семейные отношения. Такая вот
наглядная энциклопедия человеческих желаний.
Пата проводит церемонию кормления духов: заклинания на тувинском, а
потом неожиданно тибетские мантры, например, мантра исполнения желаний.
Кстати, главный шаман такой смеси язычества и буддизма не одобряет -
мол, духи не поймут. «Духи только на русском языке понимают и на
тувинском. А здесь тибетский язык», - заметил Адыг-Тулуш Кара-оол
Допчун-оол.
Еще одно место силы на берегу Енисея - этно-культурный комплекс
Алдын-Булак. Когда-то это была территория шаманская, теперь еще и
буддистская. Здесь репетируют музыканты из группы Хуун-Хуур-Ту. Музыка
народная, слова народные и инструменты тоже. Никаких полимеров - дерево,
кожа, конский волос, бычья мошонка, внутри косточки барана и маленькие
колокольчики.
Музыканты говорят, несмотря на все изменения, духи это место не
покинули. И тут же получают подтверждение: на островке - редчайший
случай! - появилась пара журавлей, которым часто подражают исполнители
горлового пения. Птицы словно отвечают музыкантам.
Еще один народный проект: на горе Догээ рядом с Кызылом должна появиться
огромная статуя Будды высотой 20 метров. Самый известный тувинский монах
Буян Сандык даже отказался от всех своих официальных постов, чтобы
полностью сосредоточиться на строительстве. Говорит, что Золотой Будда
станет отличным дополнением к мантре, выложенной из камней на соседней
горе. Ее размер также впечатляет - можно сравнить с футбольным полем.
«Это мантра Будды сострадания. Сострадание -это сильное чувство, оно
превосходит даже атомную бомбу. Простое произношение ничего не значит:
сначала нужно мыслить, как было бы хорошо, чтобы люди избавились от
страданий независимо от расы, национальности», - сказал монах.
|