●
В минусинский краеведческий музей вернули бубны сибирских шаманов
Фантастические птицы, мифические
животные, загадочные узелки – все эти рисунки на шаманских бубнах имеют
свой особый смысл. Этот зашифрованный код ученым-этнографам еще
предстоит разгадать. Сотрудники музея говорят: для науки сохранение
шаманского бубна – большая удача. Артефакты вернулись с длительной
консервации, экспонаты очистили от вековой копоти и провели так
называемое жирование, чтобы сохранить священные предметы на долгие годы.
ВЕРА ЧЕРНЫШЁВА,
ЗАВЕДУЮЩАЯ ИЗДАТЕЛЬСКИМ ОТДЕЛОМ МУЗЕЯ ИМ. МАРТЬЯНОВА: "В музей поступил
вместе с другими предметами этот костюм, куртка шамана, бубен и
колотушка алтайского шамана по имени Манталы Штиртаков. Предметы
переданы в 1912 году наместником Алтайской православной миссии епископом
Иннокентием".
Бубен, как и все шаманские атрибуты, это "священный" предмет. Их
изготавливали для служителей культа такими же, какие были у дедов и
прадедов. Таким образом, бубен - это своеобразный исторический памятник,
изучение которого может пролить свет на глубокое прошлое народов Сибири.
- Для того чтобы этим бубном никто не пользовался, специально надрезали.
Считалось, что духи, которые служили умершему шаману, могут беспокоить
тех, кто брал в руки эти ритуальные предметы.
Шаманский бубен – весьма популярный в наши дни музыкальный инструмент,
воспринимаемый многими не только как артефакт, но и просто как
интересный атрибут. Все больше людей интересуется шаманскими обрядами,
их историей и значением. Появляется информация, позволяющая не только
понять смысл мистического действа, но и воспроизвести его сегодня.
АНИСИЯ МОНГУШ, ПОТОМСТВЕННАЯ ШАМАНКА РЕСПУБЛИКА ТЫВА: "Мы здесь шаманы
работаем, чтобы именно сегодня, в этом часу, чтобы у всех было
благополучие. Здесь работает не только один шаман, а со своими предками,
духами, помощниками пришли, у кого есть шаманы - дед, прадед. Чтобы всем
народом помогали".
Впервые выставить коллекцию шаманских бубнов со всей Сибири музей имени
Мартьянова планирует не ранее чем через несколько месяцев — редкие
экспонаты должны адаптироваться к условиям помещений музея.
|