●
Современный шаманизм с точки зрения экспертов
В современном мире, как отмечают
эксперты, современный бурятский шаманизм несколько утратил свои функции,
упрощен и деформирован.
|
Тесное соседство с русским населением
и влияние христианства сказалось прежде всего на его культовой системе,
в том числе на календарных сроках устройства обрядов. Постепенно
установилась традиция приурочивать тайлаганы к христианским праздникам:
к Петрову дню, к Ильину дню, к Покрову и т. д., а в советское время к
срокам шаманских обрядов проводили праздник Сур-Харбан. С наступлением
лета буряты проводят тайлаганы в своих семьях, селах, районах, родах,
местные шаманы сами устанавливают сроки своих обрядов и лишь после этого
проводят тайлаганы более высокого уровня.
Сейчас, в период религиозного ренессанса, многое делается для того,
чтобы сохранить регулирующие социальные функции шаманизма. Тайлаган,
сасали, тахил, хэрэг, хаялга, мургэл - эти основные виды обрядов сегодня
практически забыты. Смысл их понятен далеко не всем.
В мае 2008 года в Иркутске был создан Совет шаманских общин Прибайкалья
как консультативный и координирующий орган. Он призван вести работу по
просвещению населения в области знания и соблюдения древних бурятских
обрядов. В совет шаманских общин входит 12 человек. Они курируют все
шаманское движение в Прибайкалье, включая Тункинскую долину. Совет
шаманских общин с 2009 по 2011 год возглавлял Игорь Олзоев. После его
кончины председателем совета шаманских общин Прибайкалья стал Борис
Николаевич Хунгеев.
По всему Восточно-Сибирскому региону
наряду с восстановлением буддистских дацан-дуганов, христианских церквей
и часовен в населенных пунктах устанавливаются священные "сэргэ" -
символические коновязи, к которым, согласно преданиям, привязывают своих
волшебно-небесных коней шаманские Тэнгрии - боги и духи предков, которые
с укором смотрят на своих далеких потомков, теряющих свой язык, свои
степные традиции и обычаи.
Приольхонье и остров Ольхон среди
населения ассоциируется как центр шаманизма и шаманских духов, а также
как прародина всех бурят. На Ольхон и его
побережье, являющиеся одним из сакральных центров шаманского мира,
сбегали многие монгольские, хоринские и другие шаманы в эпоху их
преследования в Халхе и других местах, со стороны Зая пандиты,
Нэйджи-тойна и других лам. Сюда же сбегали многие от насильственного
крещения, подальше от казачьих острогов того времени. По поводу особого
сакрального значения Ольхона бытуют многие мифы и предания. Здесь же в 1990 году был проведен первый за
последние 70 лет многотысячный общеольхонский тайлаган, и его открывал
старейшина Орбодоев Орлооб Орбодоевич. С тех пор шаманы ежегодно
собираются на прекрасном острове Ольхон в местности Хужир. Они молятся в
этом священном месте ради благополучия и мира, ради процветания всех
народов, живущих на Земле. Обряд длится около 12 часов, шаманы вызывают
13 духов-онгонов, используя практику «вселения духа» и призывая их взять
под своё покровительство людей, защищать их от войн, пожаров,
наводнений, эпидемий и других стихийных бедствий.
В январе 2011 года в поселке Бохан Усть-Ордынского Бурятского округа
Иркутской области открылся центр изучения шаманизма. Центр возник на
базе филиала Бурятского госуниверситета. Изучение шаманских обрядов
планируется не только на территории Иркутской области, но и в Бурятии,
Агинском округе, Монголии.
В ноябре 2014 года в Иркутской области
в посёлке Усть-Ордынский за счёт пожертвований был открыт первый
шаманский центр. В этом же 2014 году в Бурятии начато строительство
первого в России шаманского храма который будет находиться в Улан-Удэ в
поселке Новая Комушка. Согласно традиции шаманский храм будет иметь
восьмиугольную форму, и внешне напоминать большую юрту. Высота его
составит 18 метров, а внутри смогут одновременно поместиться до 300
человек.
Храм станет местом поклонения самой древней, по словам представителей
"Тэнгэри", вере - шаманизму, "основанному на уважении к роду, небу,
земле, воде и природе". По их верованиям, именно память и уважение к
предкам удерживает людей от грехов.
|