●
Молебен Матери-земле прошел в местности Кыцыгировка
14 мая в местности Кыцыгировка
(деревня в Иркутском районе Иркутской области) прошел молебен «Газарай
эжэндэ» (Матери-земле). Это уже третий обряд, который проводится возле
святилища тагыл сторонниками поклонения «белой пище». Как они
утверждают, тагылы – сооружения из каменного плитняка, издревле были
святилищами шаманистов, где проводились главные молебны.
|
На обряд, который был запланирован до
восхода солнца, прибыло много народа, не только из сел и деревень
округа, но и из Иркутска и Улан-Удэ. В общей сложности собралось около
трехсот участников и зрителей.
До молебна участникам обряда раздают ленты четырех цветов – белого,
желтого, синего и зеленого, а также листовки с инструкцией по правилам
поведения. В правилах написано, как вести себя на молебне. В частности,
рекомендовано обращаться с пожеланиями сначала о благе для народа,
страны, желать блага соседям, коллегам, родным и близким и только в
конце просить для себя.
Почти в полной тишине люди омывают руки, затем поднимаются к коновязям,
чтобы повязать на протянутых веревках ленты. Мужчины, следом женщины
завязывают залаа, символизирующие белую веру, чистый разум, народ, землю
и вечное синее небо. Основное действо происходит у тагыла, состоящего из
шести очагов. В центре возвышается столб, увенчанный фигурками чайки и
орла и тканями четырех цветов. Под звуки морин-хуура и лимбэ, а также
женского пения к сооружению пускают семьями, чтобы побрызгать молоком,
поднести продукты – пресные лепешки, домашний сыр и горсть ячневой
крупы.
После все спускаются к кострам. В одном котле кипит чай, в другом –
бульон из баранины. Людям разъясняют значение сегодняшнего обряда. По
словам адептов, божества земли откликнулись, приняли подношения,
услышали просьбы, благословили:
– Это место сакральное, дает силу, здоровье. Чем больше народа, тем
больше сила.
Многие стали делиться своими историями исцеления после молебна. Женщина
из села Кайзеран Баяндаевского района в 2010 году попала в аварию,
сломала позвонки, ребра, не могла нормально жить и двигаться. Случайно
попала на молебен в марте и почувствовала облегчение, боли ушли. Ее муж
страдал псориазом 20 лет, кожа на лице чудесным образом стала
рубцеваться. От мужчины с циррозом печени отказались врачи и отправили
умирать домой. В течение двух месяцев после обряда у него спал
вздувшийся живот, исчезла синева губ. Еще одной женщине удалось
излечиться от туберкулеза, другой – от онкологического заболевания,
третьей – от красной волчанки…
По словам участников молебна, для многих важным является не только
исцеление от недугов, но и отказ от использования во время обрядов
спиртного. Сейчас спиртное – водка – щедро используется многими
шаманами, обряды поклонения предкам нередко превращаются в банальные
пьянки. Сторонники приношения «белой пищей» предлагают вернуться к
трезвому поклонению. По их мнению, это соответствует историческим
традициям бурятского народа, которые издревле водки не гнали.
Историческим, с их точки зрения, является и возврат к поклонению у
святилищ – тагылов. Они опираются, в частности, на исследования
Александра Хамарханова. В книге «Yхэр Манхай. 1900–2004. Разрушенная
святыня, уничтоженные алтари» рассказано о ритуальном комплексе Yхэр
Манхай – холме Ухэр и горе Манхай. По мнению исследователя, буряты
булагатских родов, лишенные возможности поклоняться первопредку Буха
Нойону, привезли с горы Буха Нойона в Тунке три камня и закопали их в
горе Манхай, превратив ее в святилище всех булагатов, расселившихся по
рекам Куда, Ида, Оса и другим местам Предбайкалья.
В период гонений на религию и шаманизм ритуальный комплекс перестал быть
местом тайлганов, а из-за соседства с исправительной колонией в Бозое у
местных жителей сформировалось даже отрицательное отношение к этому
месту. Сейчас это шаманистское святилище разрушено, на холме Ухэр нет ни
следа от каменных алтарей, а поверхность холма полностью разрыта
бульдозерами. Участники шаманского молебна считают, что таким образом
они возрождают утраченную традицию.
|