●
Историк, исследователь шаманизма Леонид Лар чувствует зов предков
Как шаманы выходят на связь с
духами, на что способен священный бубен и почему хранители сакральных
знаний живут долго – рассказал кандидат исторических наук, ученый,
этнограф, художник, исследователь шаманизма Леонид Лар.
|
- Как становятся шаманом? И любой
ли человек может им стать?
– Вообще, сегодня многие говорят о том, что шаманом может быть любой
человек. Существует даже такое направление – неошаманизм… Но поскольку я
довольно долго изучаю этот феномен, я уверен, что шаманизм – это
передача волшебных или, можно сказать, магических способностей,
преимущественно по наследству. Например, когда рождается маленький
ребенок, в километрах, скажем, пятидесяти от чума шамана, он говорит:
«Вот в том чуме, родился шаман». И определяет он это по одному ему
известным приметам.
Просто взять бубен в руки, немного постучать и стать шаманом –
невозможно. В основе того же неошаманизма – внешняя оболочка при
отсутствии внутреннего содержания. Самыми сильными становятся
потомственные шаманы. Кроме того, старый шаман вместе со своими знаниями
передает молодому и своих духов.
- Получается, что правы те, кто говорит, что настоящих шаманов не так
много, а те что есть — это какие-то ряженые, что развлекают туристов за
деньги?
– Возможно. Но в то же время сегодня такая жизнь, что необходимо как-то
зарабатывать, в том числе и развлекая публику. Возможно у кого-то есть
небольшой дар, но он решил, что в данный момент выгоднее поступить
именно таким образом.
- Говорят, что знания сакрального характера хранятся в строжайшей
тайне. Но вы ведь в эту тайну посвящены?
– Моим учителем был Гавриил Мандаков, опытный шаман, проживавший в
Тазовском районе. В свое время я долго к нему ездил, постигал все тайны
шаманских мистерий. Естественно, передача древних знаний, идет только
через таких людей – тех, кто посвятил свою жизнь лечению людей, решению
их проблем, предсказаниям. Шаман еще и поэт и певец, он — все.
Когда пойдет рыба? Почему умирают олени? Когда изменится погода? Что у
меня болит? Кто у меня родится? На все эти вопросы шаман давал ответы
тем, кто к нему приходил. На территории тундры или тайги для своего
народа шаман — самый главный человек. Шаманом мог быть как вождь
племени, так и рядовой человек, обладающий соответствующим даром.
- Правда ли то, что у каждого шамана может быть свое предназначение?
– Это действительно так. Все зависит от генов, силы и полученных знаний.
Кто-то силен в лечении, в умении обращаться с лекарственными травами. А
кто-то занимается тем, что провожает души людей в другой мир… Бывают еще
так называемые черные шаманы. Их мало, но они есть.
- Могут ли рядом жить несколько шаманов, специализирующихся каждый на
своем направлении?
– Расстояние может быть и сто километров друг от друга, и совсем
небольшое. Никто никому не мешает, потому, что у каждого свои функции.
- Какие предметы, инструменты используют шаманы в своих обрядах?
– Самый главный инструмент – это конечно бубен. Им призывают духов, им
лечат, с помощью бубна шаман ищет точки на теле человека, на которые
необходимо воздействовать, чтобы произошло исцеление. Некоторые шаманы
используют в своей работе охотничий лук. Ударами по тетиве он привлекает
духов того места, где планируется охота, выходит с ними на связь,
спрашивает о том, есть ли в тайге зверь, а если нет, то почему?
Привлекают внимание духов и постукиванием по лезвию топора или ножа.
Кстати, нож – важный, священный инструмент. Его заговаривают, с помощью
ножа также воздействуют на особые точки, чтобы исцелить больного
человека. Ну и, конечно, не обходится без костра. Шаман умеет
разговаривать с огнем. С помощью огня он находит ответы на многие
вопросы.
- Почему бубен священен? И правда ли, что шаман никогда не доверит
его чужому человеку?
– Прежде всего стоит напомнить о том, что бубен делается из шкуры
священного дикого белого оленя. Когда бубен готов — чаще всего шаман
делает его сам — собираются все шаманы и освящают бубен на костре.
Вкладывают в него силу, передают своих духов, в общем, наполняют его
каким-то содержанием. Вот поэтому бубен священен, а если и передается
кому-то, то только по наследству. Иначе этот инструмент потеряет силу.
Кстати, именно по причине святости его не хранят в чуме. Только в
специальном лабазе или нартах — на улице.
- Леонид Алексеевич, правда ли, что шаманы живут до ста лет и дольше?
– Я скрупулезно изучал эту проблему, так как меня всегда интересовал
вопрос: почему люди, которые занимаются культовой деятельностью, живут
долго. Я знал одного ямальского шамана, который прожил сто один год. Был
знаком с девяностолетним шаманом… Видимо все они чувствовали себя
внутренне молодыми. Это во-первых. Во-вторых, служители культа правильно
питаются, в том числе и энергией духов, богов. Живут в гармонии с
окружающим миром… В этом весь секрет их долголетия.
- Шаманизм народов Крайнего Севера и, предположим, регионов
Центральной Азии (монголов, тувинцев, бурятов) чем-то принципиально
отличаются?
– Как ученый, состоящий в международном обществе шаманистов, я изучал
традиции многих народов, побывал в разных регионах и странах и могу
сказать, что отличия, конечно, существуют. У тех же тувинцев более
продолжительные по времени обряды, ритуалы, более сложные костюмы и
система обращения к духам. Очень интересные костюмы у якутов, с большим
количеством разных металлических предметов, призванных защищать шаманов
от ударов злых духов.
- Вы родились на Ямале, учились в Москве, живете и работаете на юге
Тюменской области. Чем вас привлекает это место?
– Скорее всего, дело в генах. Какое-то время я жил в Тобольске. Не могу
сказать точно, почему и чем он меня притянул. Но это сильное место со
своей аурой, древний город, в который съезжались люди со всех концов
света. Быть может, есть там и мои корни, присутствие которых я ощущаю на
подсознательном уровне. Если говорить о Тюмени, то рядом со столицей
региона, на месте археологического музея-заповедника на Андреевском
озере когда-то проживали угорские племена. Сегодня я здесь работаю, и,
скорее всего, не случайно, ведь человека всегда тянет к своим корням.
|